Часть 1 Перевод стрелок, коллективное выживание и «люди дождя»
В результате использования описанной системы отбора кадров в
компаниях, руководимых Биг-боссами, закрепляются только те работники,
которые готовы к проповедуемой «теорией X» форме взаимоотношений с
руководством. Такие сотрудники либо обладают определенной
психологической устойчивостью и постепенно находят способы неформального
воздействия на мнение Биг-босса, либо особенно ни на что не претендуют и
готовы безропотно сносить жесткие формы психологического давления до
тех пор, пока на это хватает душевных сил.
Важным условием выживания в таких компаниях становится умение
сотрудника стать незаметным. Любые новшества не могут сразу дать
положительный результат со 100%-ной вероятностью. Никогда не ошибается
только тот, кто ничего не делает. И если уж Биг-босс любит помахать
шашкой, надо сделать так, чтобы твоя голова не высовывалась выше
остальных. Поскольку к публичной порке может привести любой просчет,
важно все делать строго в соответствии с полученными указаниями и не
проявлять инициативы.
Таким образом, у сотрудников компании, управляемой Биг-боссом,
формируется аллергия к любым новациям и самостоятельным действиям,
способным сделать работу более эффективной. Сотрудники выполняют прямые
указания руководителя, что позволяет впоследствии при «разборе полетов»
ссылаться на четкое исполнение полученных приказов. От обвинений в
некомпетентности это все равно не спасает, но Биг-босс, для которого
важно, чтобы подчиненные старались качественно выполнять свою работу и
находились в состоянии постоянного страха, не уволит того, кто
безропотно выполняет его волю.
Вполне закономерен тот факт, что в коллективах, управляемых
Биг-боссами, развивается так называемая «спихотехника». Опыт публичных
порок и разносов дает сотрудникам представление о типовых ситуациях, в
которых можно оказаться «крайним». И чтобы не попасть в такое положение,
работники пытаются избежать «опасных» задач, а если такое задание все
же было получено, — «перевести стрелки» ответственности за его
ненадлежащее выполнение на кого-то другого.
Развитию в коллективе системы спихотехники и переведения стрелок
существует альтернатива. Если персонал оказывается способен к
самоорганизации, он может пойти по пути коллективной мобилизации на
общее выживание. В таком коллективе каждый понимает, что его собственное
выживание зависит от других и что на него самого не будут переводить
стрелки, если он не будет делать этого по отношению к остальным
сослуживцам. У сотрудников вырабатывается общий стереотип перевода
стрелок на самого Биг-босса. Главной задачей коллектива становится
убеждение своего руководителя в том, что все строго следовали его
указаниям. А если кто-то и сделал что-то не так, то не по злому умыслу, а
по недоразумению или по глупости. Но теперь, когда получены новые
исчерпывающие указания, все будет немедленно исправлено.
Не менее важно для общего выживания и умение сотрудников вычислить в
своем коллективе «паршивую овцу» — того сотрудника, который в нарушение
негласной корпоративной этики «закладывает» своих коллег. При этом не
имеет значения, насколько объективной является информация, сообщаемая
«паршивой овцой» Биг-боссу. Важно, чтобы негативной информации от самого
коллектива руководителю поступало как можно меньше. Поэтому «паршивую
овцу» стараются как можно быстрее вычислить, подставить или перевести на
нее стрелки и устранить любыми доступными способами.
Как правило, способность к самоорганизации демонстрируют коллективы,
которые сформировались до прихода Биг-босса. Для мобилизации на общее
выживание важно, чтобы Биг-босс изначально воспринимался не как часть
коллектива, а как фигура чужеродная и даже враждебная. На таком
противопоставлении и возможно объединение сотрудников перед общей
опасностью. При достаточно высоком уровне развития навыков коллективное
выживание может быть эффективным способом поведения и самопроизвольно
поддерживаться до тех пор, пока для сотрудников имеет смысл компромисс с
практикуемой руководителем «теорией X». Но как только из такого
коллектива уходит несколько ключевых фигур, его устойчивость нарушается и
система общего выживания рушится. Каждый начинает выживать в одиночку.
Важным следствием коллективного поведения по любой из двух описанных
выше моделей является игнорирование новаций независимо от их полезности.
Любое новое начинание в условиях, когда права на ошибку не дается,
является угрозой для сотрудников, эти начинания поддержавших. Такое
отношение к новшествам приводит к практически полной невозможности
повышения эффективности как отдельных процессов, так и всего бизнеса в
целом.
Более того, даже разумные требования Биг-босса интерпретируются
коллективом неправильно. Реализовать какие-то важные управленческие
решения становится невозможно. Так, в описанном выше случае с регулярной
ротацией кадров менеджеры во главе с коммерческим директором
приспособились «выводить» на последнее место по результативности
деятельности за месяц нового сотрудника. Для этого достаточно было по
базе данных поменять в расходных накладных фамилию менеджера, их
создавшего. Комиссионные за продажи, чтобы соблюсти принцип
справедливости, менеджеры перераспределяли между собой неофициально, в
соответствии с реальными показателями.
Таким образом, сработала система коллективного выживания. Даже
решение Биг-босса, направленное на оказание дополнительного
психологического давления, не дало своих результатов. Что уж говорить в
этой ситуации о внедрении в компании новой стратегии: привлечении новой
группы клиентов, запуске новой товарной группы и т. п.?
Но существует еще одна модель поведения сотрудников в рамках
применения к ним системы мотивации страхом. Она основана на единственно
возможном способе проявления самостоятельной активности под началом
Биг-босса. Это модель «человека дождя». Она состоит в полном формальном
согласии с самыми абсурдными идеями руководства и реализации собственных
инициатив под видом их исполнения. Сразу надо оговориться, что
Биг-боссы часто бывают людьми весьма неглупыми и могут понять, когда им
морочат голову. Если бы они были другими, то не имели бы собственного
бизнеса. Поэтому подобная линия поведения является для любого сотрудника
весьма рискованной и связана с большими переживаниями и стрессами.
Высший пилотаж поведения по модели «человека дождя» демонстрировал
один из моих знакомых коммерческих директоров, который описал свой
императив поведения так: «Не надо обращать внимания, когда босс
ругается. К этому надо относиться, как к дождю. С тем, что идет дождь,
ничего поделать нельзя. Так и с боссом. С ним надо во всем соглашаться.
Он поругается, успокоится и уедет. Тогда до следующего его приезда мы
успеем еще что-нибудь сделать. Главное — не обращать внимания на дождь».
Подобные самостоятельные люди обычно могут хорошо проявить себя и на
другой работе, в другой компании. Поэтому для продолжения работы в
неблагоприятных условиях таким сотрудникам нужна какая-то особая
мотивация. Хорошо, когда эта мотивация связана с профессиональными
интересами и человек остается в компании, во враждебной обстановке,
чтобы получить необходимый ему опыт или запись в трудовой книжке. Но
проза жизни такова, что гораздо чаще интерес к работе в подобной
ситуации бывает корыстным. Находя неформальные способы воздействия на
мнение Биг-босса, самостоятельные «люди дождя» начинают банально
обворовывать его.
Имея при этом хорошие навыки спихотехники, такие люди в критических
ситуациях умело переводят стрелки на других сотрудников. Приводить
примеры подобных ситуаций не хочется, поскольку каждая из них — история
довольно грязная. Если в коллективе появляются недобросовестные и
корыстные «люди дождя», Биг-босс неизбежно сталкивается с эффектом
усиливающейся обратной связи. Его стиль мотивации страхом приводит к
закреплению в компании одного или нескольких высокопоставленных
сотрудников, которые его обворовывают. До тех пор пока Биг-босс не
поймает их за руку, он чувствует что-то неладное, но поделать с этим
ничего не может. Он понимает, что несет ущерб, тем самым находя
подтверждение правомерности применения системы мотивации страхом, и
решить проблему пытается в рамках привычной логики руководства, оказывая
еще большее психологическое давление на сотрудников. В результате новой
серии публичных порок и скандальных увольнений происходит очередной
раунд отсеивания достойных сотрудников и усиление позиций тех, кто
злоупотребляет своим положением.
Когда же Биг-босс наконец получает неопровержимые доказательства
злоупотреблений и ловит виновных за руку, следует эмоциональное
выяснение отношений. Результат для провинившихся может быть разным. Но,
за крайне редким исключением, этим людям приходится покинуть компанию. В
условиях еще более ужесточившейся атмосферы страха и паники начинается
новый раунд подбора сотрудников на освободившиеся вакансии.
Итог нового раунда при сохранении логики отбора сотрудников
оказывается таким же, как и ранее. В компании снова закрепляются «люди
дождя», которые формально соглашаются с Биг-боссом, но на деле
обманывают его. Таким образом, любая компания, практикующая мотивацию
страхом, систематически несет двойной ущерб. Во-первых, ей наносится
идейный ущерб в виде нереализуемых новаций и невозможности повышения
эффективности, что приводит к застою и потере управляемости. Во-вторых,
практически неизбежным становится нанесение компании прямого финансового
ущерба посредством систематического воровства со стороны
топ-менеджмента.
Заключение
На основе изложенного выше материала можно сделать следующие простые выводы.
- Брать на работу, назначать на высокие должности надо тех, кто
достоин доверия. Нерадивого работника лишением зарплаты перевоспитать
невозможно. Тем более невозможно устрашением повысить квалификацию
специалиста или сделать лояльным наемного управленца.
- Отрицательная мотивация не должна доминировать и быть
самодостаточной. Она должна предостерегать людей от невнимательности и
преднамеренных ошибок в тех аспектах работы, которые важны для всего
процесса.
- Сотрудников надо мотивировать на позитивное мышление. Вознаграждение
и моральные поощрения надо привязывать к достижению положительного
результата работы. В процессе инновационной деятельности даже при
возникновении ошибок сотрудников надо мотивировать к дальнейшему поиску
эффективных решений. Следует помнить, что любое новое эффективное
решение может родиться только в результате последовательной цепочки проб
и ошибок. Страх совершить ошибку приводит к отказу от поиска решений
после первых же неудач. Тогда на повышение эффективности управленческих
решений в компании рассчитывать не стоит.
Сам собой напрашивается вывод о том, что мотивация страхом неизбежно
ведет к краху компании, работающей на свободном рынке. Поэтому
руководителю, стремящемуся к созданию эффективного стиля руководства,
перегибать палку психологического давления на коллектив не стоит.
Однако проблема состоит в том, что все эти очевидные выводы не могут
достичь адресата. Те руководители, которые знают о существовании помимо
«теории X» еще и «теории Y», не нуждаются в подобных истинах. А
остальным надо понимать, что используемая ими система мотивации страхом
появилась не на пустом месте. Потребность внушения окружающим страха
является составляющей личности любого Биг-босса. Поэтому в заключение
сделаем еще один банальный вывод: начинать изменение стиля руководства
каждому Биг-боссу надо с изменения собственной личности. Иначе проблемы с
бизнесом неизбежны.
Компания, в кабинете руководителя которой висел портрет старика с
тремя долларовыми купюрами, уже не существует. Использование метода
мотивации страхом привело ее к закономерному результату. Но Биг-босс,
покидая кабинет, забрал портрет старика с собой. Подозреваю, что сейчас
этот портрет висит в каком-то другом кабинете какого-то другого офиса.
Дмитрий Селезнев По материалам «Naim»
|