Теория ожиданий Виктора Врума
Ключевой идеей теории ожиданий Врума является предположение о том,
что имеющаяся у человека и актуальная на данный момент времени
потребность не является единственным и необходимым условием
осуществления действий, направленных на удовлетворение этой потребности.
Значимым фактором, инициирующим те или иные действия, является оценка
вероятности того, что:
- такие действия приведут к конкретным результатам;
- достижение результата приведет к получению вознаграждения;
- получение вознаграждения вызовет удовлетворенность.
Ожидания или предположения о том, что действия приведут к
определенным результатам, будут влиять как на выбор действий, так и на
интенсивность работы. Руководитель, желающий на практике применить идеи
Врума, должен помнить следующее:
- если до начала работы сотруднику ясно, что с помощью имеющихся в его
распоряжении инструментов, ресурсов и методов получить ожидаемый
результат невозможно, он не возьмется за выполнение задания или будет
выполнять его формально;
- если вознаграждение не является значимым, сотрудник не мотивирован;
- значимость вознаграждения индивидуальна и во многом зависит от личностных характеристик сотрудника.
Теория справедливости Стейси Адамса
Данная теория базируется на предположении о том, что сотрудники
организации склонны сравнивать собственные усилия и результаты работы с
усилиями и результатами работы сотрудников, выполняющих аналогичные
функции. Человек считает свою заработную плату справедливой в том
случае, если его производительность и размер компенсации за его труд
соответствуют производительности и размеру компенсации сотрудника,
работающего в той же должности и решающего похожие задачи.
Ситуация трактуется как несправедливая в том случае, если работающий
человек понимает, что соотношение «вклад работника/ заработная плата» в
случае с другим сотрудником иное, чем у него самого. Под вкладом в
работу понимается ряд переменных факторов, таких как уровень
образования, опыт работы, длительность работы в организации, возраст,
пол сотрудника.
Согласно теории Адамса, если сотрудник расценивает ситуацию как
несправедливую, он может действовать по одному из приведенных сценариев:
- Снижение интенсивности труда, уменьшение энергозатрат, более
формальный подход к выполнению задач — все это сказывается на
результатах; обсуждение снижения результатов с непосредственным
руководителем зачастую сводится к обсуждению «несправедливого» отношения
к сотруднику.
- Попытки изменить уровень заработной платы — обсуждение с
непосредственным руководителем соответствия уровня заработной платы
специфике выполняемых задач; при этом работник сравнивает размер оплаты
своего труда с размером оплаты труда коллег, выполняющих аналогичные
функции.
Руководители, стремящиеся применить в практике управления положения теории Адамса, должны учитывать, что:
- принципы корреляции различных переменных (опыт, стаж работы в
организации, интенсивность работы, результат) и уровня заработной платы
должны быть понятны работнику;
- существующая система оценки сотрудников должна предусматривать учет
значимых факторов (отношение к работе, трудовая дисциплина,
многофункциональность, стаж работы в организации, лидерские качества,
наставничество и т. д.).
Дмитрий Селезнев По материалам «Naim»
|