Встречу лучше проводить перед финальным собеседованием. Начать стоит
с вопроса: «Как давно вы работаете на этом месте?» Ответ позволит
сделать выводы о текучести кадров на данной позиции. Если на этой
должности долго никто не задерживался, стоит задуматься, почему. Понять
это, возможно, поможет следующий вопрос, наиболее важный: «Почему вы
увольняетесь?» Хорошо, если поводом для увольнения является переезд в
другой город или выход на пенсию. А что делать, если в качестве причины
экс-сотрудник назовет отсутствие карьерного роста, задержку или
понижение зарплаты, деспотичного начальника, склочный коллектив?
В первую очередь не стоит поддаваться эмоциям увольняющегося:
возможно, его увольняют, он обозлен на весь свет, а вы — враг номер
один, раз претендуете на его кресло. В состоянии стресса контролировать
свои слова сложно, и один взмах рукой («Да все тут не как у людей»)
может вызвать у вас необоснованные сомнения.
Стоит задать общие вопросы: «С какими сложностями я могу
столкнуться?», «Бывают ли переработки?», «Каковы отношения в
коллективе?» Далее должны последовать вопросы, касающиеся конкретных
нюансов работы, например: «Как выстроены отношения между отделами
продаж и логистики?», «Бывают ли сбои по поставкам?», «Как часто
проходят совещания?». У каждого работника есть свои пунктики насчет
комфорта работы в компании, вот об этом и стоит спрашивать.
После беседы вы сможете сопоставить ответы своего предшественника с
информацией, полученной на собеседовании, и на финальном этапе
разобрать все неточности, которые обнаружили. Пожалуй, не стоит
говорить: «А вот Родион Тощин сказал, что в вашей компании не
выплачивают зарплату уже три месяца. Это правда?» Вы продемонстрируете
отсутствие такта и задатки сплетника. Лучшей формулировкой будет:
«Бывают ли задержки по выплате заработной платы?» Если работодатель
начинает путаться в своих же словах, стоит обратить на это внимание.
Со своим предшественником необходимо оговорить возможность
консультирования в первые недели работы, а также договориться о
правилах передачи вам дел. Если он обижен, надеяться на подобные
щедроты не приходится, и этот вопрос стоит обсудить с начальником
отдела. Мне известны случаи, когда обиженные менеджеры по продажам
удаляли базу данных с корпоративными клиентами. Постарайтесь избежать
подобных инцидентов.
Вера Игнаткина
По материалам «Труд»