По мнению специалистов по управлению персоналом Гарвардской школы
бизнеса Джона Габарро и Джона Коттера, чтобы найти общие с руководителем
точки соприкосновения, нужно: а) понять руководителя; б) понять себя.
Начнем с руководителя
Психологи рекомендуют каждому подчиненному ответить на следующие
вопросы: Каковы цели шефа? Какие требования он выдвигает по отношению к
подчиненным? В чем его сильные и слабые стороны? Каков его стиль работы?
Как он предпочитает получать информацию? Пэтти Хэтэуэй, соавтор книги
«Управление карьерой: стратегии налаживания хороших отношений с боссом»,
рекомендует разобраться, как босс воспринимает то или иное сообщение.
Что в первую очередь привлекает его внимание в обсуждении какой-либо
проблемы — детали или общая картина?
Одна из многочисленных классификаций руководителей предлагает нам
навесить на шефа цветной ярлык. Есть руководители «зеленые» — это
говорливые, словоохотливые люди. Их легко выделить среди других боссов:
они оживленно что-то обсуждают, активно жестикулируют. С «зеленым»
начальником лучше любую проблему проговаривать. «Синие» руководители —
это эксперты. Им присущ аналитический склад ума. «Синему» все отчеты
нужно предоставлять в виде аналитической, достаточно подробной записки.
«Красный» руководитель — прирожденный лидер, рождающий идеи (а уж
воплощать их в жизнь — задача подчиненных). Если с подробной аналитикой
вы придете к «красному» — не сносить вам головы. Он воспринимает
информацию, изложенную в виде кратких тезисов.
Самый неприятный момент в отношениях с начальником — это конфликт
Трудно совладать с ситуацией и с собой, когда тебя обвиняют во всех
смертных грехах, да еще срываются на крик. Психологи рекомендуют в этом
случае «перевести собеседника с языка эмоций на язык фактов». Объективно
опишите ситуацию и исходящую из нее проблему. Говорите только о
конкретном факте, не переходите на личности. Если были неправы,
извинитесь и признайте свою вину. Предложите варианты решения проблемы.
Узнайте, согласен ли собеседник с предложенным вами вариантом решения
проблемы. Сообщите, когда вы сделаете это. Оповестите о том, что
проблема решена.
Нелишне попытаться проанализировать и собственное поведение
Отношение к нам руководителя подчас отзеркаливает особенности нашей
собственной персоны. К примеру, шеф не поручает вам серьезных заданий.
Но, быть может, вы сами подали ему сигнал о том, что в вас сильно
неверие в свои способности. Возможно, вас выдает хмурый вид, опущенные
руки, скорбная осанка.
Не добавят тепла в ваши отношения с шефом мысль, что он занимает не
свое место, не разбирается в деле и т. п. Если ваш руководитель занимает
эту должность — значит, он обладает какими-то качествами, которые
позволяют ему занимать данное положение.
Понятно и естественно, что, работая, вы преследуете прежде всего
собственные цели (зарплата, самореализация, общение и т. д.). Какое
место в вашей системе ценностей и целей занимает польза для организации?
Иногда гораздо проще получить то, что вы хотите, давая окружающим то,
что хотят получить они. Кроме того, репутация лояльного и трудолюбивого
сотрудника — важный аргумент в вашу пользу в любой спорной ситуации.
И напоследок — упражнение
Психолог Ольга Винникова предлагает прибегнуть к известной технике
«пустого стула». Это немного напоминает сцену из «Служебного романа»,
когда товарищ Новосельцев, сидя в пустом кабинете шефини, изображает
Мымру и говорит от ее лица. Вам кабинет начальника не понадобится.
Просто поставьте рядом два стула. На один сядьте сами, на другой
мысленно усадите своего босса и учините допрос с пристрастием.
Спрашивайте у него о том, о чем в реальной жизни не посмели бы даже
заикнуться, выплескивайте все, что накипело. Потом попробуйте
«выслушать» его возможные контраргументы.
Пересядьте на противоположный стул и продолжите воображаемый диалог,
но уже от имени руководителя. Часто в тот момент, когда человек
курсирует между двумя стульями и ведет этот «разговор» с гражданином
начальником, из бессознательного всплывают любопытные вещи.
Алена Набатчикова По материалам «Фрекен Бок»
|