Каталог статей
Памятка руководителю о стиле и методах руководства
Личные качества руководителя
- Выдержка. Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать
проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный,
оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и
уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный
руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им
настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее
обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет
неприятности многим сотрудникам.
- Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с
подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов.
Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее
можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость
положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.
- Тактичность. Деятельность руководителя как организатора
немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека,
нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не
следует критиковать ради самой критики.
- Скромность и непримиримость к лести. Это необходимое для
каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое
давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа
усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить,
где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель
должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не
бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только
помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем,
когда хочешь его о чем-то попросить, — тоже лесть.
- Чуткость. Хороший руководитель знает своих подчиненных не
только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими
в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что
сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться
здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту
пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать
доверие, создать хорошее настроение в коллективе.
- Самокритичность. Неотъемлемыми качествами каждого
руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность,
критически относиться к своим недостаткам, способность не только
признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.
- Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его
личного примера зачастую зависят количество и качество работы
коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к
своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той
или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только
рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как
надо делать.
- Требовательность. Руководитель только в том случае сможет
наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них
выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к
безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю
работу коллектива.
- Равное отношение ко всем. В своей работе руководитель должен
обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя
избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает
против руководителя остальную часть коллектива.
Руководитель и коллектив
- Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем —
психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и
взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для
плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность,
зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в
коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к
другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя
определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его
самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать
оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.
- Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен
подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой
должности и каждая должность — занимающему ее человеку.
- В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным
симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые
качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для
общего дела.
- Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного
ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе
преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка)
могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.
- Целесообразна такая организация труда помощников, когда они имеют
«скользящий» круг обязанностей, т. е. время от времени меняются (между
собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем
аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.
- Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать
свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз
пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения
обещанного.
- Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей.
Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил,
как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя
приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной
деятельности, а лишь пример, как не надо работать.
- В аппарате управления современным коллективом деятельность одного
работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие
обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать
дублирования в работе аппарата управления фирмы (предприятия,
организации), лишней траты времени па повторение того, что уже сделано
или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности
и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к
помощи другого сотрудника.
- Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать
задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в
которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В
противном случае работа никогда не будет доведена до конца.
- Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело,
ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один
проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают
безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна
соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать
озлобление.
- Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной
зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может
быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать
наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К
ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как
несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или
даже психическое заболевание.
- Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии
коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе
дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к
руководителю.
Роль руководителя
- Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной
профессиональной квалификации, основательных технических, экономических,
управленческих, педагогических знаний, понимания существа
общественно-политических преобразований в стране.
- Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро
изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично,
должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы
не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.
- Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие
решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель
несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих
подчиненных.
- Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его
руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в
обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель
оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача
руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата
управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение
длительного времени.
- Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную
атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с
опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.
- Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем
было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из
возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы
организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако,
слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и
неорганизованность.
- Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего
предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы
руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы;
предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план,
добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.
Цените время
- Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и
подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу.
Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют
взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас
поняли с первого раза.
- Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до
конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к
вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя,
каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать
умение следовать намеченному плану, экономить время.
- Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих
раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете
уверены, что все намеченное вами будет выполнено.
- Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать
сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть
решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте:
- Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но
растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать
наступление внезапных мелких кризисов.
- Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут
нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам
избавиться от привычки мешкать с делами.
- Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15–20 минут раньше
того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.
- Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку
мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому
относиться к нему.
- Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в
рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте
приостанавливать праздный разговор.
- Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь
вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей
воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна
состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.
- Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с
телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то
данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о
свиданиях. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону.
Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете
трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор
по-деловому.
- Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и
переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие
указания и сведения. Явившись на совещание к 14.30, если оно назначено
на 15.00, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то делать,
уточните, где, когда, что, почему. Если что-нибудь остается неясным,
сразу же задайте вопрос для выяснения.
Главные принципы постановки заданий
Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и
средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом
его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит
успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий.
- Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается
распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль
исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать
каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена,
распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их
работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное — одну, но
основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в
работе.
- Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать
задания в разное время в той последовательности, в которой они должны
выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой
задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.
- Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в
данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет
хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко
снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в
каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять
одну функцию и полностью нести за нее ответственность.
Главные причины невыполнения распоряжений и пути
их устранения
- Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и
характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель
должен его пересмотреть и выправить.
- Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем.
Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не
должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.
- Распоряжение было отдано правильно и хорошо понято исполнителем, но
исполнитель не имел необходимых условий для его выполнения и преодоления
встречающихся затруднений. В этом случае руководитель должен, отдавая
распоряжение или в ходе его выполнения, обеспечить условия, выходящие за
рамки компетенции сотрудника. Последний же должен иметь мужество
признать свою неспособность выполнить данное распоряжение и потребовать
обеспечения дополнительных средств и условий.
- Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были
обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо
внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом
на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя
ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и
поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.
- Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими,
наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.
Виктор Травин По материалам «Elitarium»
|
Категория: Работа в команде | Добавил: Reo (26.11.2010)
|
Просмотров: 1897
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|