Одной
из самых распространенных ошибок работодателя является уверенность в
том, что сочетание профессиональных и личностных качеств менеджера —
это основной залог успеха любой его деятельности. Рождение любого мифа
о менеджерах, по нашему мнению, происходит от… лени, невежества
работодателя. Гораздо проще создать иллюзию мотивирования, заплатив
персоналу деньги, чем всерьез задуматься над стимулами, побуждающими
персонал выполнять те или иные задачи. Гораздо проще дать денег
кадровому агентству или внутреннему рекрутеру, чтобы они искали
универсального «решателя проблем», чем самому разобраться в тонкостях и
перипетиях своего бизнеса, мировых практиках, особенностях разных
систем управления.
Мы постарались объединить наиболее известные мифы о менеджерах в несколько типичных.
Миф 1. Всегда можно найти такого менеджера,
который способен вытащить бизнес из любой сложности — надо только как
следует поискать.
Мечты о прекрасных принцах, оказывается, посещают не только
романтичных девушек, но и вполне прагматичных предпринимателей разного
возраста. Суть мечты обычно состоит в желании найти такого менеджера,
который умел бы все, работал быстро и, желательно, бесплатно. В этом
нет ничего особенного, более того — иногда даже можно найти таких
уникальных работников. Проблема в другом: предприниматель, разыскивая
подобного менеджера, подсознательно ищет делового партнера, способного
делить с ним риски бизнеса, а сознательно — формулирует требования,
зачастую завышенные, к наемному работнику. Собственника от наемника как
раз и отличает толерантность к рискам и умение отвечать за весь бизнес
целиком. Миф начинается тогда, когда собственник пытается делегировать
ответственность за бизнес наемному работнику, не делегируя полномочия
принимать соответствующие решения. Однако делегировать можно именно
полномочия, а ответственность можно лишь взять (или не взять). Данное
противоречие приводит к двум следствиям: краткосрочности работы любого
профессионала на позиции наемного менеджера с рисками собственника;
укреплении предпринимателя в мысли, что требуемый менеджер еще не
найден, и его стоит продолжать искать.
Миф 2. Самый лучший менеджер работает не у вас.
Отсутствие счастья работодателя по поводу имеющегося у него наемного
персонала приводит к постоянному поиску на рынке труда кого-то
«вменяемого», кто мог бы решить все проблемы разом. А значит — этот
лучший работает сейчас у кого-то другого. И вот, в полном подтверждении
поговорки о пророках и отечестве, работодатель внимательно слушает
работников другого работодателя и часто именно к их мнению апеллирует
как к истине. В результате «местные» топ-менеджеры постоянно упираются
в проблему защиты своего мнения не только непосредственно перед
работодателем, но и перед невидимыми «экспертами», чье мнение произвело
столь неизгладимое впечатление на работодателя, что послужило созданию
мифа о «другом более эффективном пути развития», якобы имеющемся у
соседа. Два следствия сопровождают и этот миф: уход наиболее грамотных
специалистов из компании (часто — к тому же соседу) и постоянный
перебор менеджеров, что является прямой угрозой для бизнеса, так как
мало какой компании удается сменить в течение года четверть своих топов
и при этом не слететь с рынка.
Миф 3. Если человек — вменяемый, то его можно не учить менеджерской работе, это качество выработается у него самостоятельно.
Зачастую оценка менеджерских качеств наемного сотрудника
производится работодателем по каким-то неясным, одному ему понятным
критериям. В одной известной компании на позицию коммерческого
директора, например, с упорством, достойным лучшего применения,
выбирались сильно пьющие люди. Смена главы коммерческого департамента
производилась в полной корреляции с циклом запоя каждого последующего
«менеджера». Аргументами в пользу подобного выбора со стороны
работодателя были: «с клиентами надо пить, а ему не привыкать»; «есть в
нем какая-то нереализованность, страдает человек, надо бы помочь…». Это
стоило компании положения на рынке, так как замена коммерческих
директоров с частотой сигнала тревоги способна подорвать основы даже
самого динамичного бизнеса: клиенты просто не успевают привыкнуть к
новому лицу.
Под словом «менеджмент» часто понимается просто умение «решать
проблемы», независимо от способа их решения. Поэтому в менеджеры легко
попадают как люди, способные регулярно эксплуатировать свою печень, так
и те, например, у кого хорошие голосовые связки. Если громкий крик
начальника заставляет подчиненных шевелиться, то его редко меняют
именно за привычку кричать. Умение брать глоткой обычно красиво
формулируют как: «человек он непростой, но хороший менеджер». При этом
наиболее востребованные специалисты часто бегут из компании от подобных
инструментов менеджмента.
Отсутствие привычки к хорошим менеджерам и навыков у последних
цивилизованного менеджмента породили чрезвычайную широту в понятиях и
определениях действенных инструментов управления. Следствий опять ровно
два: отсутствие грамотных управленцев существенно ослабляет кадровый
потенциал компании и ее конкурентоспособность; отсутствие планомерной
работы по обучению сотрудников современным инструментам управления
снижает эффективность бизнес-процессов и опять-таки
конкурентоспособность компании.
Миф 4. Менеджер должен досконально знать ту предметную область, которой управляет.
Работодатель, желающий найти грамотного управленца на какой-либо
функциональный блок и/или проект, обычно ищет того, кто имеет
образование и опыт работы именно в данном функциональном блоке и/или
предметной области. В то время как наиболее успешные менеджеры (в том
числе, проектов) являются профессионалами именно в методологии
управления (или ведения проекта). По большому счету им все равно, чем
управлять и что строить — гидроэлектростанцию или систему продаж
элитных автомобилей, внедрять единую ERP систему или новый стандарт
пошива одежды. Поэтому часто, купив задорного великолепного управленца,
руководитель компании интересуется, какие именно работы приобретенный
специалист «делает руками». И если убеждается, что, кроме общего
руководства, никакие, то разочаровывается в управленце, несмотря на
блестящие результаты функционала или проекта. В период рецессии и
сокращения рабочих мест желание работодателя получить недорогого
специалиста, который «и швец, и жнец, и на дуде игрец», усиливается.
Управленческими задачами начинают заниматься все, а ответственности не
несет никто. В результате, пережив несколько фальстартов (если запас
прочности достаточный, конечно), работодатель возвращается к понимаю
того, что управлять умеет далеко не каждый, заявляющий об этом. Умелый
стратег-управленец должен выстроить весь процесс и проконтролировать
результат, а не каждый шаг нанятых им специалистов, априори знающих
свои небольшие предметные участки на несколько порядков лучше своего
руководителя.
Миф 5. Все хотят быть менеджерами.
Программы кадрового развития персонала очень часто базируются на
данном мифе. И упорствуют в своем заблуждении, что сотрудников надо
мотивировать быть менеджерами, поскольку это полезно и для них, и для
компании. В то же время желание быть менеджером преследует далеко не
всех. Принцип Парето действует безотказно: не более 20% сотрудников
хотели бы быть менеджерами, и именно на них надо тратить 80% обучающих
этому делу усилий. Более того, если количество людей в компании,
желающих быть управленцами, выше 20%, то это прямая угроза бизнесу —
такую надстройку основной бизнес может и не прокормить.
Миф 6. Грамотный менеджер должен сам себя мотивировать. Собственник должен лишь платить ему зарплату.
В самом общем смысле, мотивирование — это побуждение сотрудников к
высокоэффективному полезному труду. Иными словами, создавая ту или иную
систему мотивирования на предприятии, мы стараемся через конечное
количество стимулов закрепить у сотрудников стремление достигать
результатов, значимых для бизнеса компании. Формулировка, казалось бы,
простая, но дает множество поводов для толкований, тем более что
зарплата, вопреки общим заблуждениям, стоит на 10-м месте в ряду
стимулов, побуждающих к труду согласно различным статистическим
исследованиям. Однако без грамотного мотивирования сотрудников
невозможна эффективная система управления предприятием.
Два следствия: 1) мотивирует тот, кто управляет; 2) если
работодатель не мотивирует своих сотрудников, значит, ими управляет
кто-то другой.
Пример для иллюстрации необходимости мотивирования: один известный
топ-менеджер принял предложение не менее известной компании. Его
компенсационный пакет стоил порядка миллиона долларов в год. Через
полгода он решил компанию покинуть. На удивленные вопросы друзей
менеджер отвечал так: «Я для них не являюсь никем особенным». Между тем
стоимость принесенных этим менеджером контрактов за полгода для
компании составила более сотни миллионов долларов. В утверждение
менеджера не верилось, однако он пояснил, что имел в виду. Компания
боролась за здоровый образ жизни, в связи с чем были введены правила
для всех курить на улице в строго определенное короткое время. Менеджер
(уже зрелый человек, авторитетный в своей области знаний) издавна курит
дорогие сигары. Для него не было сделано исключение, хотя у него был
отдельный кабинет, куда он был согласен за свои деньги провести систему
очистки воздуха. Менеджер оценил свою многолетнюю привычку дороже, чем
компенсационный пакет от компании. А компания оценила свою твердость в
единстве правил для всех дороже, чем сотни миллионов долларов
контрактов от менеджера.
Миф 7. Можно найти замену любому менеджеру, даже ключевому.
Обычно, если в компании не уделяется достаточно времени
мотивированию сотрудников (или оно подменяется только материальным
стимулированием), наиболее значимые специалисты чувствуют себя
недооцененными (как в предыдущем примере). Однако далеко не все из них
начинают искать новые перспективы — чаще люди просто существенно
снижают производительность и эффективность своего труда. А поскольку
это, как правило, самые «дорогие» люди в компании, то они начинают
потреблять больше, чем производить. Это никакому предпринимателю не
понравится. В результате предприниматель судорожно ищет замену слишком
сытым ключевым сотрудникам, стараясь сохранить конфиденциальность, а
последние всячески стараются подчеркнуть свою значимость, зачастую
прямо шантажируя собственника и активно рассуждая о своем уходе с
другими сотрудниками. Рождается миф о том, что «без Иванваныча завод
остановится!» Вдобавок собственник, перебирая рынок, часто ищет ровно
такого же Иванваныча, но лояльного и управляемого. Задача невыполнимая.
Следствие: без четкого прописывания технологий преодолеть зависимость
от ключевого сотрудника сложно.
Миф 8. Менеджер должен быть лоялен собственнику.
В лояльности персонала собственник часто видит собственные заслуги и
безопасность бизнеса. Поэтому различные методы измерения «лояльности»
сейчас довольно популярны и кормят многие консультационные компании,
занимающиеся оценкой персонала. Однако корни любой лояльности лежат в
зависимости. А зависимость — сложная психологическая ловушка, обычно
заставляющая попавшего в нее стараться ее преодолеть. В результате —
при близком рассмотрении — часто компании с весьма лояльным персоналом
являют собой либо скопище людей, не востребованных на рынке труда
(т. н. «специалистов одной компании»), либо тусовку родственников и
свойственников, являющихся, скорей, продолжением невроза собственника,
а отнюдь не ресурсом развития его бизнеса. Между прочим, компании,
специализирующиеся на недружественном поглощении предприятий, считают
предприятия с высоким уровнем лояльности персонала своими прямыми
«пациентами», поскольку точно знают, что чем более громко звучат в
компании псалмы в честь собственника, тем быстрей его сдадут.
Профессионал лоялен профессии, а не персоне. Поэтому чем более
профессионален менеджер, тем менее он лоялен конкретному собственнику.
Миф 9. Нельзя найти замену ключевому менеджеру.
Этот миф является следствием предыдущего, поэтому и лекарство то же
самое: прописать технологии, создать систему мотивирования, включающую
стимулы на передачу знаний (и преодолеть миф 6), готовить кадровый
резерв (и бороться с мифом 3). Однако всегда стоит помнить Закон
нововведений Термана: «Если вы хотите, чтобы ваша команда победила в
соревнованиях по легкой атлетике, то вы должны найти одного человека,
который прыгает вверх на семь метров, а не семь человек, которые
прыгают на метр каждый».
Марина Bишнякoвa
По материалам «Elitarium»