Кризис также напоминает нам о том, что и руководителям порой
приходится несладко. Управленцы, грезящие о вершинах власти, начинают
задумываться, готовы ли они вести за собой людей. Когда наступают
тяжелые времена, романтическая составляющая лидерства отходит на второй
план, обнажая бесконечные психологические проблемы.
Вот уже несколько лет я собираю данные о том, что думают об
«издержках» профессии руководителя менеджеры, посещающие тренинги по
развитию лидерских навыков. Мои исследования показывают, что у
сотрудников, составляющих кадровый резерв компании, возникает немало
опасений. Больше всего их пугает потенциальная ответственность — они
понимают, что руководители в ответе за все: за организацию, за
сотрудников, за собственные решения и поступки. На это накладывается
еще и необходимость учитывать реакцию окружающих: в компании всегда
найдутся люди, несогласные с действиями начальника, сомневающиеся в его
компетентности. В особо сложных случаях, когда организации грозит
гибель, а традиционные рецепты спасения уже не работают, руководителям
приходится действовать на свой страх и риск. Успех подобных
«экспериментов» не гарантирован, а моральные издержки — весьма ощутимы.
И если ученому на пути к открытию позволительно совершить не одну
ошибку, то у лидеров такого права нет: промахов им не простят.
Другая психологическая проблема будущих руководителей — страх
растерять профессиональные навыки. Они с ужасом осознают, что не смогут
больше работать по специальности — вместо этого им придется развивать и
обучать подчиненных. А чтобы отвечать за действия других, не имея
возможности контролировать каждый их шаг, нужно обладать смелостью и
доверять людям. Сменив узкоспециализированную работу на общее
руководство, менеджеры осложнят свою жизнь: им придется
совершенствовать уже не профессиональные навыки, а нечто эфемерное, не
поддающееся описанию и стандартизации — лидерские качества. Даже
действующие руководители зачастую не в состоянии сформулировать
основные требования к руководителям потенциальным.
Последние же, в свою очередь, нередко открыто признаются в отсутствии лидерской жилки, а порой и уверенности в себе.
Потенциальных топ-менеджеров угнетает и отсутствие признанных
образцов лидерства. Они чувствуют себя подавленно из-за недавних
корпоративных скандалов, приведших к развенчанию стольких героев
бизнеса. Действия и поступки, которые раньше превозносили, теперь
считаются неприемлемыми. Страх будущих руководителей перед ошибками
растет не по дням, а по часам. Ситуацию усугубляет и то, что моральные
и нравственные качества сотрудников, стремящихся встать у руля, сегодня
нередко подвергаются критике. Все чаще и чаще звучит слово «жадность»:
многим кажется, что оно лучше всего описывает поведение топ-менеджеров.
На то, как люди воспринимают издержки лидерства, редко обращают
внимание: этот вопрос не затрагивают ни в организациях, ни на
тренингах. Однако я убежден: эту тему непременно следует обсуждать с
потенциальными руководителями. Ведь когда они возьмут бразды правления
в свои руки, им не удастся избежать критики, безмерной ответственности,
ошибок и неудач. Не стоит манить их к вершине, рисуя романтический
образ компетентного, уверенного в себе начальника, спешащего на помощь
к благодарным подчиненным. Правда, когда миф о героях бизнеса будет
развеян, многие менеджеры, на которых организации возлагают столько
надежд, окончательно откажутся от притязаний на лидерство. Компаниям
будет сложно с этим смириться, но со временем они поймут: естественный
отсев пойдет им только на пользу.
Константин Коротов
По материалам «HBR — Россия»