Характер отношений человека в значительной мере зависит от имеющихся
у него и активно действующих в данный момент стереотипов — упрощенных
образов другого, возникающих на основе отрывочных, часто поверхностных
сведений. Так, например, представление о человеке может быть составлено
с учетом только его возраста, пола, профессии, национальности.
Примером стереотипного восприятия людей могут служить комичные
определения Марка Твена типа: «Американец — человек, который делает
что-либо потому, что так не делали раньше. Англичанин — человек,
который делает что-либо потому, что так делали раньше». Ту же природу
имеют определения, даваемые людям из некоторых профессиональных
сообществ: «чиновник — полупроводник, обладающий неограниченной
проводимостью сверху вниз и высоким сопротивлением в обратном
направлении», «экономист — это тот, кто о деньгах знает гораздо больше,
чем те, кто их имеет» и т. п.
Формирование нашего отношения к другому человеку происходит также
под действием стремления понять мотивы его поведения путем постановки
себя на его место. Вот как рассказывается о действии этого механизма в
одной из древнекитайских философских притч.
«Человек отправился из дома в белом платье, но после дождя сменил
его и вернулся домой в черном. Собака его не узнала и встретила лаем.
Хозяин рассердился и хотел было наказать ее палкой, но в дело вмешался
мудрый человек, который сказал:
— Не бей? Разве ты сам не удивился бы, если бы собака ушла в белом, а вернулась в черном? Ты поступил бы так же, как и она».
Восприятие другого человека, отношение к нему может существенно
меняться в зависимости от актуальных для нас в данный момент проблем.
Уже более двух тысячелетий живет в Китае эта притча:
У одного человека пропал топор. Заподозрил он сына соседа. Стал к
нему приглядываться. И что он видит? Соседский сын ходит, как укравший
топор, смотрит, как укравший топор, говорит, как укравший топор, —
словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вдруг топор
нашелся. Что видит теперь счастливый хозяин топора? Слова, жесты,
походка вора исчезли у соседского сына, будто их и вовсе не было.
Помимо влияния актуальных проблем в психологии зафиксирована сильная
зависимость восприятия другого от отношения к самому себе. Оказывается,
чем выше уровень самоприятия, тем вероятнее доброжелательное отношение
к другому. Заметьте, что речь идет не о самооценке, т. е. не об уровне
оценки своих способностей, заслуг и т. п., а о самоприятии — добром
отношении к такому себе, какой я есть — со всеми своими недостатками,
изъянами, горестями и неудачами. По-видимому, в этом случае относиться
к другому с симпатией помогает человеку собственный опыт самоприятия,
выработанное умение за шелухой неудач и недостатков чувствовать,
понимать и уважать самоценность человека.
Наше отношение к человеку может сильно меняться в зависимости от
того, насколько опасна ситуация, в которой происходит взаимодействие.
Если опасность для нас общая и преодолеть ее легче сообща, то уровень
симпатии чаще всего возрастает. Если источник опасности — сам
собеседник, то это делает его в наших глазах менее привлекательным, чем
раньше.
Еще более сильными факторами, влияющими на уровень нашей симпатии и
антипатии к человеку, оказываются его потенциальные возможности (сила в
широком смысле слова) и внешность. Если расположить указанные выше
факторы по степени их влияния на уровень симпатии — антипатии, то их
места распределятся следующим образом:
-
Первое место займет сила, влияние, могущество как
способность решать сложные задачи разного рода (финансовые,
экономические, научные, производственные и т. д.).
-
На втором месте окажется внешность человека. При этом
следует учитывать, что привлекательная внешность не способствует
формированию симпатии, если становится очевидным стремление человека
использовать свою привлекательность для манипуляций другими.
-
На третьем месте по степени влияния на результат
межличностного восприятия следует расположить характер взаимодействия.
Научные исследования и повседневная практика свидетельствуют:
-
чем больше оказывается услуг, не предписанных нормами
поведения, тем в большей степени они влияют на уровень симпатии к
человеку (услуги, представляющие собой разновидность нормативного
поведения, такого воздействия обычно не имеют);
-
чем услуги индивидуализированнее, тем они кажутся
ценнее (если услуга оказывается всем без разбора, то ее ценность ставят
под сомнение);
-
услуги, предполагающие ответные услуги, могут
восприниматься как вымогательство (следует учитывать, что услуги типа
взяток вызывают скрытую неприязнь и у того, кто их принимает, так как
дающий — свидетель и напоминание того, как берущий «утерял свое лицо»).
-
На четвертом месте по степени влияния на характер
взаимовосприятия находится соотношение свойств воспринимающего и
воспринимаемого. Выведен даже эмпирический закон аттракции (от лат.
attrahere — привлекать, притягивать) привлекательности,
притягательности: чем больше общего между людьми (и важного, и
второстепенного), тем выше их взаимная симпатия. Сила такого
суммирования тем выше, чем меньше у людей времени для более детального
знакомства.
Далее следует поместить субъективное восприятие ситуации.
При этом, как уже было отмечено выше, большое влияние на характер
взаимовосприятия может оказывать наличие или отсутствие опасности:
-
если существует общий для людей источник тревоги, то
симпатия возрастает (единение перед лицом общего врага по принципу
«против кого дружить»), что особенно заметно в условиях, когда источник
тревоги имеет неясный характер;
-
если источник тревоги для меня — мой партнер, то он становится менее симпатичным.
И наконец, замыкает этот перечень существенных факторов взаимовосприятия упомянутое выше отношение человека к самому себе:
-
на высокий уровень симпатии, готовность к
доброжелательному восприятию других наиболее сильное влияние оказывает
самоприятие человека, т. е. принятие себя таким, какой он есть, —
сказывается наличие опыта самопрощения;
-
тяготению к антипатии в отношении к другим
способствует сочетание высокой самооценки и недовольства собой в целом
(если человек считает себя способным ко многому и при этом сам к себе
беспощаден, то по отношению к другим он часто беспощаден вдвойне).
Если кратко охарактеризовать динамику развития эмоционального
приятия одного человека другим, то прежде всего следует выделить такие
этапы:
-
формирование симпатии к другому как результат
положительной оценки его отдельных качеств (хорошего здоровья, приятной
внешности, влиятельности и т. п.);
-
приятие другого как позитивный результат сравнения его и своих ценностей;
-
притягательность контактов с другим как результат согласованности социально-ролевого взаимодействия с ним.
Выделенные этапы носят достаточно условный характер и не являются
строго заданной последовательностью. Но в ряде случаев, как, например,
при формировании семьи, эти этапы наблюдаются достаточно отчетливо.
Так, первоначальное знакомство может состояться как пролог к
серьезным отношениям, если человек обладает для нас субъективной
привлекательностью.
Решение вступить в брак требует согласования базовых жизненных
ценностей, положительного ответа на вопрос о том, смогу ли я с таким
человеком жить вместе.
А уже на этапе собственно супружеской жизни мы вынуждены проходить
через череду согласования тех ролей, которые играем в семье.
Взаимодополняющий характер ролей, как правило, способствует усилению
взаимоприятия, а их конкурирующий характер может стать серьезным
испытанием для чувств супругов (вспомните хотя бы знаменитое «семейная
лодка разбилась о быт»).
Часто для того чтобы понравиться собеседнику, произвести на него
впечатление, мы демонстрируем наши возможности, показатели нашей силы
разного рода. При этом кто-то пытается демонстрировать рельефную
мускулатуру, кто-то интеллектуальную мощь, кто-то свои связи с сильными
мира сего, а кто-то — принадлежность к их числу.
И как показывают научные исследования, интуитивно действуем мы
правильно. Действительно, сила человека, способность решать сложнейшие
проблемы повышают его привлекательность. Но есть определенный уровень,
начиная с которого сила только пугает, и тогда в действие вступает уже
описанное ранее снижение симпатии к другому как к источнику опасности.
Сравнивая себя со всемогущим, не каждый может примириться со своим
бессилием, ничтожеством перед ним. Чтобы хоть как-то добиться
соразмерности самооценки и общей оценки другого, человек стремится к
преувеличению его недостатков и к умалению его достоинств. Отсюда
простое практическое следствие: не стоит увлекаться ни демонстрацией
своих достоинств, ни переживаниями по поводу собственных недостатков,
так как не всегда известно, за что именно окружающие нас терпят и что
именно позволяет некоторым из них любить.
Александр Oгнeв
По материалам «Elitarium»