Осуществить это можно придерживаясь общего тактического подхода,
выработав навыки применения технических приемов и рекомендаций, которые
мы рассмотрим ниже.
Первый этап — локализация. То есть ограничение
области распространения нападок собеседника, удержание их в рамках
определенной сферы. Здесь же можно попытаться отсечь большую часть не
относящегося к обсуждаемой проблеме или, напротив, с помощью
собственных уловок (в виде тех же замечаний, вопросов) увести
собеседника от опасной темы. Таким образом, локализация может идти по
двум противоположным направлениям.
«Сегодня — ни слова о делах (о грустном, о политике и т. д.)». То
есть изначально ограничиваются рамки обсуждаемых вопросов, и это
специально оговаривается с партнерами.
Выдвигается на первый план объект для атаки (как правило, второстепенный).
Условие успешности проведения приема — в сохранении
доброжелательного, ровного тона, подборе убедительных доводов,
оригинальных, но не язвительных либо оскорбительных фраз.
Второй этап — выделение сильных и слабых моментов.
На этом этапе мы отбрасываем слабые, несостоятельные, некорректные
доводы; сосредотачиваемся на сближении позиций и целях (собственных и
тех, которые преследовал оппонент).
Третий этап — выбор тактики контраргументации. Это может быть тактика:
Человек может руководствоваться различными мотивами, отдавая
предпочтение той или иной тактике, однако сам ход дискуссии, деловой
беседы заставляет вносить коррективы, менять схемы на ходу. Главное для
него — понять, как воплощается, оформляется в высказывания каждая их
них.
Четвертый этап — сам ответ на замечание, возражение.
Реакции на замечания могут варьироваться от категоричной настойчивости
до рационального принятия замечаний. Сопротивление в ответ на
критические замечания — явление закономерное, естественное. Особенно
если один из партнеров вложил много труда в воплощение своего замысла,
добросовестно выполнил работу и искренне переживает по поводу ее оценки.
Критическое замечание мало кого оставляет равнодушным. Тем не менее
деловые отношения требуют выдержки и корректности. Поэтому постарайтесь
запомнить следующий алгоритм действий:
-
Дать оппоненту высказаться.
-
Не ввязываться в оправдания.
-
Начинать контраргументацию с вопросов. Это
демонстрирует вашу заинтересованность в анализе материала и заставляет
критика еще раз взглянуть на собственные оценки.
Явное и грубое возражение обречено на неудачу. Уважение к позиции,
мнению и личности оппонента должно присутствовать всегда, даже если
беседа ведется на повышенных тонах. Требование распространяется на
ситуации, когда проблема в стадии обсуждения, а разногласия участников
переговоров очевидны. Сдержанная оценка высказываний партнера
обеспечивает психическую регуляцию всей атмосферы коммуникации.
Признание правоты не нанесет вреда общему делу, если в возражении
содержится рациональное зерно.
Роль так называемой обратной связи в коммуникации трудно
переоценить. Если для выводов недостаточно собственных наблюдений,
допускается использование уточняющих промежуточных вопросов. Последние,
в свою очередь, могут принести собеседникам неожиданную пользу,
прояснив позиции каждого.
При контроле реакций собеседника вполне реальна угроза возникновения
эмоционального заражения. Отсюда непреложное требование к деловой
дискуссии: нельзя показывать превосходство по отношению к оппоненту,
как бы тот себя ни вел. Это общий тезис, касающийся не просто тона, но
всего разнообразия преднамеренно осложненных ситуаций общения:
-
стопроцентного парирования всех возражений, без исключения;
-
сохранения хорошей мины при плохой игре, создания имиджа специалиста, стоящего выше критики, безапелляционности;
-
навязывание слишком высокого темпа и эмоционального накала обсуждения проблемы).
Нина Щepбининa
По материалам «Elitarium»