Что же это такое на самом деле? В переводе с английского «рефрейминг»
может означать две вещи — замена картинки в рамке или же наоборот,
замена рамки у картины.
Если обратиться к учебникам по нейролингвистической психологии, то
есть НЛП, то можно узнать, что рамкой называют обычно «подход к
ситуации». Отсюда делаем вывод, что на самом деле значение слова
«рефрейминг» куда более глубокое, чем то, что мы получаем при дословном
переводе. Один из самых удачных переводов этого термина —
«переформирование». Но даже он не дает полного представления об этом
подходе. Зато объясняет некоторые вещи.
Основная идея рефрейминга — это поиск иной комбинации составляющих
для получения нового состояния, которое было бы более приемлемым. Звучит
заумно? Тогда рассмотрим на примерах.
Вы сидите около костра, в котором много дров, которых хватит еще
надолго. Но через некоторое время пламя становится слабее. Для того,
чтобы «расшевелить» костер, вам нужно перемешать угли. И тогда пламя
станет жарче. Вы не добавляете ничего нового, тем не менее, меняя
«комбинацию составляющих», получаете эффект. Так вот, рефрейминг — это
то самое умение «перемешивать угли» для достижения жара нужной вам силы.
В качестве другого примера можно привести перестановку мебели. Думаю,
каждому из вас время от времени хочется что-то изменить, хотя бы в
интерьере. Иначе чувство дискомфорта и жажда перемен не дают вам жить
спокойно, кресло мешает подойти к книжному шкафу, а шкаф в свою очередь
закрывает треть окна. И торшер стоит далеко от дивана — чтобы включить и
выключить приходится вставать. Вы меняете положение предметов и мебели в
комнате и наконец-то ощущаете удовлетворение. Тем не менее, вы не
добавили ни единой новой вещицы в обстановку. Просто поменяли их местами
— а результат налицо.
Если попытаться объяснить рефрейминг на уровне чувств и ощущений, то
это будет выглядеть примерно так: попытайтесь представить какую-нибудь
неприятную для вас ситуацию. Важно, чтобы картинка имела четкие границы.
Представили. Очень хорошо. А теперь мысленно поместите ее в белую
рамку. Поменялось восприятие ситуации? Уже не так неприятно, ситуация
стала нейтральнее, картинка застыла? А теперь заменим рамку на черную.
Стало хуже, и вообще, такое впечатление, будто кто-то умер. Позолотим
рамку, чтобы она стала, как на старинной картине. Ну как? Ситуация стала
вдруг для вас важной или наоборот, теперь это — просто отвлеченная
картинка? Потом пофантазируйте еще немного и представьте картинку в
рамке из мигающих лампочек и разноцветных вспышек. Стало веселее, а то и
вовсе смахивает на комедию.
Эксперименты ставить можно еще долго. Главное — мы наглядно увидели,
как сильно зависит восприятие ситуации от «рамки», в которую она
заключена. Старайтесь подбирать именно ту, которая наиболее вам подходит
в том или ином случае. Это позволит вам переоценить ситуацию,
посмотреть на ее значение с другой стороны. Причем делать это можно как в
важных, так и в повседневных случаях, например, в разговоре.
Если вы говорите «Я позавчера опоздал на работу на 10 минут», то
пример рефрейминга для такой фразы: «У тебя хорошая память, если ты до
сих пор об этом помнишь!» Другие примеры рефрейминга:
— Сегодня плохая погода — дождь.
— Дождь полезен для природы и
будущего урожая — они так часто страдают от засухи.
— Маленькая машина — это плохо. В нее не поместится много багажа и
она не разовьет большую скорость.
— Зато на ней удобно ездить по
городу, она расходует мало топлива и ее можно припарковать где угодно.
«Если человек переживает неприятное ему сенсорное ощущение, то в
действительности ему неприятна его собственная реакция на такое
ощущение. Один из способов изменить эту реакцию заключается в том, чтобы
человек понял, что реакция в действительности не основана на этом
сенсорном ощущении. И если вы измените смысл ощущения для этого
человека, то изменится и его реакция», — говорят в своей книге Ричард
Бендлер и Джон Гриндер, известные американские специалисты по НЛП.
Запомните, рефрейминг — это инструмент. И как он будет использован —
зависит исключительно от вас. Он эффективен в случаях, если необходимо
изменить не сами обстоятельства, а отношение к ним окружающих — всегда
плохая погода, отвратительная работа, дети капризные и т. д. В случае
же, если трудности связаны с поведением человека (не могу выучить язык,
не могу найти работу, не умею находить общий язык с людьми), то тут
рефрейминг будет гораздо менее эффективен.
Для чего используют рефрейминг? Прежде всего, для того, чтобы
подстроиться под того, с кем вы ведете разговор. От того, как вы
преподнесете ситуацию, зависит, как ее воспримет ваш собеседник. К
примеру, таким образом можно избежать многих конфликтных и неприятных
ситуаций.
Кроме того, это способ изменить смысл сказанного, оценку излагаемых
фактов вашим собеседником. Это возможность посмотреть на событие под
разными углами, выйти за пределы всех ограничений. Смысл рефрейминга —
умения связать события, происходящие извне, с внутренними ценностями и
целями человека, изменить оценку события, меняя не произошедшее, а
отношение к нему, помещая его в другой контекст.
Однако не стоит думать, будто рефрейминг — это единственный способ
оценки ситуации. Вовсе нет, он — только один из многих. И если
некорректно употреблять его, лишая при этом собеседника качественной
обратной связи, можно получить совершенно неожиданные результаты. К
примеру, если с детства твердить ребенку, что он «не вспыльчивый, а
просто очень эмоциональный», то он так и не научится контролировать свои
эмоции. Просто потому что с детства ему внушили, что это норма и в этом
нет ничего плохого.
По материалам «Точка.net»