Первая из них характеризуется гармоничностью в соединении
элементов почерка. Она определяет собою степень одаренности личности,
развитие умственных возможностей, присутствие вкуса, степень внутренней
культуры.
Вторая определяется ровностью линий строк и полей,
равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью
нажима. Степень геометрической выдержанности письма определяет уровень
волевого развития, запас нервно-психической энергии, трудоспособности
человека, состояние нервной системы.
Графологичность почерка характеризуется степенью отклонения от
каллиграфического образца. Поскольку четкое соблюдение каллиграфии не
демонстрирует личностных качеств, то данная категория показывает уровень
самобытности личности, инициативность. Чем заметнее отклонения от
каллиграфических правил, тем более оригинальна личность в тех или иных
сферах жизни.
Следующим признаком почерка, на который обращают внимание исследователи-графологи, являются нажим.
Специфика этого признака связана с характером внешних
эмоционально-волевых проявлений. Те, кто пишет с сильным нажимом, как
правило, активно жестикулируют и громко разговаривают. И, наоборот, у
тех людей, жестикуляция которых бедна, и кто не любит выступать перед
аудиторией, говорит неуверенно, нажим значительно слабее.
Равномерный, выдержанный по силе нажим свидетельствует об уравновешенности, умении автора обдумывать свои действия.
Неравномерный, импульсивный нажим (тонкие волосяные штрихи переходят в
толстые) демонстрирует нервность, импульсивность, впечатлительность,
порывистость, неспособность к систематической работе. Личности, которые
так пишут, характеризуются несамостоятельностью, неустойчивостью в
увлечениях. Обладателям таких почерков приписывается также
раздражительность, склонность к хаотичности в развитии своих
способностей. Когда импульсивный нажим заметен сильно, то можно говорить
о нарушении психического равновесия, серьезном внутреннем конфликте.
Заметно выраженный сильный нажим говорит о том, что автору присущи развитые чувственные влечения.
Слабый, местами неравномерный нажим свидетельствует о неуверенности,
неврастеничности личности, склонности к психическому мазохизму, слабой
силе воли.
Следует сделать отступление и объяснить, как определить степень
нажима. 50–100 и более лет назад люди писали чернилами при помощи
специальных «перьев», поэтому сила нажима была заметна по ширине линий,
которые оставлял пишущий предмет на листе. Сейчас этот способ можно
условно применять при оценке степени нажима, если человек писал
чернильной ручкой, особенно низкого качества. При написании шариковой
ручкой как бы Вы не давили на лист бумаги, практически это не влияет на
ширину линии. Поэтому переверните лист и посмотрите, насколько сильно
продавлена бумага. Если продавливания нет, то можно говорить о слабом
нажиме. В том случае, если текст можно прочитать как бы в зеркальном
отображении на обратной стороне листа — нажим сильный. Если буквы
продавлены чуть-чуть, но хорошо ощущаются, когда Вы проводите по ним
подушечкой пальцев, то нажим средний. Кстати именно на обратной стороне
листа очень хорошо можно видеть и неравномерность нажима.
Остроугольное или плавное письмо отображает скорость
протекания эмоциональных состояний личности при отсутствии их внешних
проявлений. Этот признак почерка — показатель таких свойств нервной
системы как ее сила, слабость и динамичность (темперамент), а также
скорости, силы, ритма и амплитуды движений. Чем больше остроугольное
письмо, тем больше скорость и динамика протекания нервных процессов, тем
слабее эмоциональная сдержанность (холерики).
И наоборот, чем плавнее выглядят переходы от одного элемента буквы к
другому и в элементах связи букв между собой, тем спокойнее внешне
выглядит и ведет себя человек, тем труднее его «вывести из себя»
(флегматики).
Следующим признаком почерка является направление написания строк
(направление строк). Он является показателем оптимистичности,
уверенности, настойчивости, инициативности или пессимистичности,
неуверенности, склонности к депрессивным реакциям.
Прямые и равные строки характеризуют личность, которая владеет такими
качествами как уравновешенность, сдержанность, последовательность.
Волнистые строки — показатель дипломатичности, гибкости мышления.
Параболические строки (выпуклые над линией письма) говорят о
горячности, импульсивности, самоуверенности. Те, кто так пишет,
энергично берутся за дело, но нередко не доводят его до конца.
Центробежные строки (такие, которые поднимаются вверх) говорят об
энергичности, хорошем расположении духа на момент написания, неплохом
запасе нервно-психической энергии. При слишком сильном выражении это
качество показывает тщеславие, нахальство, заносчивость.
Обратное направление строк (опускающиеся) — показатель плохого расположения духа слабой энергичности, пессимизма.
Пробелы на конце строк при отсутствии знаков переноса характеризуют
личность осторожную в словах и в действиях. Если же эти пробелы
превышают 2–4 см, то этот признак может говорить о трусости.
Наклон психологически связан с слой воли и такими
чертами характера человека настойчивость, самообладание, психическая
выносливость, некоторая замкнутость или открытость.
Равномерность или неравномерность
наклона — показатель умения сдерживать свои эмоционально-волевые
проявления и возможности выдерживать продолжительные нервно-психические
нагрузки. Чем равномернее наклон, тем более сдержанной и психически
выносливой является личность. Наоборот неравномерность наклона
свидетельствует о неспособности продуктивно выполнять работу в условиях
определенной психической нагрузки. Сильно выраженная разнотипность
наклона — показатель капризности, несдержанности, обостренной нервной
чувствительности, неуравновешенности. Колебание наклона больше чем на
20-30 градусов — признак плохого контроля эмоций, нервно-психической
неустойчивости, неуверенности в своих силах. Если этот признак выражен
сильно, то, возможно, происходит неврастеническое, патологическое
развитие личности.
Слишком наклоненный почерк (60–70
градусов от вертикальной линии письма) считается до некоторой степени
отклонением. Такой наклон также говорит о выраженной эмоциональности
пишущего, недостатке контроля над темпераментом, иногда ненормально
завышенную чувствительность.
Обычно люди пишут с наклоном в 30–45 градусов. Чем меньше этот угол,
например, 0 градусов (вертикальный почерк), тем сильнее у личности
выражены психическая выносливость, замкнутость.
Левый наклон говорит о некотором
несоответствии личных естественных склонностей и желаний реальным
условиям жизни, своенравности, недоверчивости, иногда неискренности.
Впрочем, слабое выражение этого признака встречается у людей излишне
сдержанных и гордых. Сильный левый наклон больше чем на 45 градусов
свидетельствует о склонности личности к сильному сдерживанию чувств,
возможности эмоциональных взрывов, эгоизма в отношении к другим людям.
Заметный левый наклон также встречается у молодых людей, в особенности
женщин, которые при тех или иных обстоятельствах «быстро стали
взрослыми» и стараются демонстрировать это окружению. При этом им присущ
определенный инфантилизм, капризность, склонность к истерическим
проявлениям.
Виктор Гаранин считает, что наклон — очень важный пункт исследования
почерка. По его мнению — крен вправо — хороший знак. Люди, которые так
пишут, активные члены общества, всегда в курсе и в центре всех дел и
событий. С таким человеком легко найти взаимопонимание.
Особенность писать прямо, без наклона, предполагает полный контроль
разума. Этот субъект при любых обстоятельствах стремиться сохранить
равновесие и «держать голову в холоде». Он тщательно обдумывает каждый
шаг. Для него важна независимость, а людей и события он оценивает
беспристрастно.
Наклон влево свидетельствует о
конфликтах на ранней стадии жизни. Это заставляет автора «строить
баррикады», так обороняясь от враждебного ему окружающего мира. Часто он
оказывается замурованным в окопе своего одиночества. Такие люди
сознательно пытаются подавить в себе чувства и эмоции, считая, что они
станут менее уязвимыми для страданий и переживаний. Они всегда
сомневаются и чаще уходят от проблем, чем пытаются с ними справиться.
«Шатающиеся, пьяные» буквы выдают человека несдержанного, эмоционально неустойчивого.
Лежачие буквы, как вправо, так и влево — признак патологии.
Связь букв между собой в словах характеризует
логику, мечтательность автора. Если в почерке преобладает рациональная
связность между буквами, то это показатель развитой логики,
инициативности, умения просто подойти к решению трудных проблем.
Сплошная связь говорит о способности критически подходить к решению жизненных задач.
Отсутствие связок между буквами присуще мечтательной личности с развитой фантазией и эстетичным чувством, слабой логикой.
Поэтому у людей, которые действуют по принципу «тут и теперь» в
подавляющем большинстве случаев все буквы в словах соединены между
собой, или наблюдается преобладание связного написания.
У тех, кто склонен к лишним мечтаниям, нередко живут своим внутренним
миром, где выступают сильными и решительными, эти связи или
отсутствуют, или встречаются в незначительном количестве.
Также важным в исследовании почерка является такой признак как размер почерка.
Крупный и размашистый почерк указывает на склонность личности к
проявлению себя. Люди, которые пишут таким почерком, плохо мирятся с
обыденностью. Если же почерк чрезмерно размашист (в строке — одно-два
слова), тот это — проявление расточительности, а в некоторых случаях
говорит о патологическом развитии личности.
Большие буквы (7 мм и более) свидетельствуют о развитом чувстве
собственного достоинства, склонности к широкому размаху, нередко
непрактичности.
Мелкое письмо (2–4 мм) — мелочность, придирчивость, сдержанность, хладнокровие.
Неравное по размеру написание букв, по наклону и направлению срок
характеризует непостоянство поведения автора, чрезмерную аффективность,
слабое развитие сдерживающих импульсов, склонность к нервным
заболеваниям.
При написании примерно одинаковых по размеру букв можно говорить об
отсутствии в поведении человека лишней импульсивности, аффективности и
нормальном развитии сдерживающих импульсов. В почерках людей,
предрасположенных к аффективным проявлениям, склонных к эмоциональной
несдержанности или проявлениям страха, наблюдаются неравномерные по
размерам буквы.
Преувеличенный размер заглавных букв (в особенности в подписи)
демонстрирует самолюбивую натуру, ее честолюбие, самоуверенность,
настойчивость. Слишком сильное преувеличение их размера (более чем в
2,5–3 раза в сравнении с высотой строчной буквы) говорит о
деспотичности, истеричности, отсутствии уважения к чужим интересам. Если
же эта особенность совмещена с украшением, то автор характеризуется
хвастливостью, тщеславием и развитым воображением.
Расстояния между словами в строчке и между сроками на листе
зависит от уровня развития тех движений человека, которые отвечают за
перемещение в пространстве, а психологически с временем реакции на
необходимость начала выполнения следующего этапа дела после окончания
предыдущего.
У лиц, которые в повседневной жизни имеют развитую психическую и
физическую реакцию, способны быстро принимать решения и переключаться от
выполнения одной задачи к другой скорость такой реакции при письме
также достаточно большая, поэтому они оставляют относительно небольшие
расстояния между словами и строчками. Как правило, расстояние между
строчками меньше высоты одной строчной буквы, а расстояния между словами
меньше ее ширины.
У тех, кто психологически ощущает неуверенность в целесообразности и
правильности выполнения следующего действия расстояния между строчками
превышает 2 высоты строчных букв, а между словами 2 их ширины.
Кроме того, некоторые графологи считают, что по расстоянию между
словами в строке и строками можно судить о том, насколько человек
бережлив, расточителен или скуп. В том случае, когда строки написаны
очень близко друг к другу, расстояние между словами минимальное можно
говорить об излишней бережливости того, кто пишет. Если строки «залазят»
друг на друга, элементы, соединяющие буквы практически отсутствуют, то
автор слишком экономный, а то и скупой человек. А в том случае, когда
буквы при таком письме имеют маленькие размеры, то автор — явный скряга.
Чем больше эти расстояния, тем более усиливается тенденция к
расточительности, непрактичности.
Некоторое дополнение к этим характеристикам может дать изучение
полей. Так, широкие правые, левые поля и достаточно большие отступы
сверху и снизу — показатель хорошего вкуса, любви к изысканным предметам
и увлечениям. Наличие гармонично широких полей, со всех сторон является
дополнительным аргументом в пользу таких качеств автора, как щедрость,
рассудительность, внимательность к растрате денег. Широкие поля слева и
справа при отсутствии полей внизу и наверху — это также признак
щедрости, но, как утверждает М.Сторожев, не свидетельствует о
рассудительности. Широкие поля слева, являются проявлением
расточительного поведения, с которым пытается бороться человек.
Узкое левое поле (при широком
поле справа) говорит, что автор заставляет себя экономить, но у него это
плохо получается, так как он гораздо больше любит тратить, а не
сберегать средства.
Постепенное сужение левых полей
книзу листа может быть свидетельством скрываемой жадности, постепенное
их увеличение — бережливости.
Я отношусь к тем авторам, которые не безосновательно считают, что по
одному признаку почерка нельзя судить о характере человека и даже об
одном отдельно взятом качестве. Вместе с тем достаточно большое
количество разработок, которые встречаются нами и проходили практическую
апробацию, направлены, например, на то, чтобы определять некоторые
черты личности по точкам над буквой «е» или «і», черточкой над «й» и так
далее.
Например, в ряде книг по графологии и на интернет-сайтах, где
описываются графологические изыскания, мы находим, что написание точек
над «е» в виде волны, полукруга, полумесяца, звездочек, запятых и т. п.
свидетельствует о выраженном чувства юмора. Чем необычнее это
изображение, тем лучше выражена способность изображать других людей или
подражать их поведению.
Когда эти точки слабо заметны, поставлены с небольшим нажимом и прямо
над буквой, чувство юмора неярко выражено. Этот человек серьезен и не
позволяет своему воображению заходить слишком далеко. При характерном
тщательном написании указанного элемента можно говорить о взвешенности,
осторожности и осмотрительности автора. При сочетании этого варианта
написания с сильным нажимом речь может идти о гипервыражении указанных
черт характера. Такой человек кроме прочего более склонен настаивать на
своем.
Более тяжеловесные точки и направленные слегка вниз свидетельствуют
об упрямстве. Такой человек нелегко меняет свои взгляды и готов
отстаивать их с исключительным упорством.
Точки, нарисованные в виде палатки, показывают наличие у человека
особого ума и тонкого юмора. Такой человек не принимает новые идеи без
разбора. Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать
происходящему свою оценку. Чувство юмора заставляет его смягчать
чрезмерную критичность своих замечаний.
Точки, далеко отстоящие от самой буквы, свидетельствуют о живости
воображения, наличия новых идей, инициатив, склонности к развлечениям.
В том варианте, когда буква «е» пишется без точек можно говорить и о
торопливости пишущего и о его невнимании к «ничего не значащим мелочам».
Но и в том и другом случае необходимо обращать внимание на другие
элементы почерка, оценивая их в целом.
Украшение букв завитками, титлами и дугами, особенно
в надстрочных и подстрочных элементах психологически связано с
демонстративными качествами, склонностью уделять внимание внешним
формам. Такие люди в почерке стараются показать свою необычность и
неординарность (действительную или придуманную).
Уже упоминавшийся мною Виктор Гаранин сравнивает построение почерка
человека с построением дома. Так, он говорит, что любой почерк делится
на три уровня. Крыша и фундамент — все элементы, выпрыгивающие сверху и
свисающие снизу за пределами основной линии (петельки, закорючки,
черточки, хвостики). А центральная строка — стены. Крыша рассказывает об
интеллекте, стены — о самооценке, а фундамент обо всем, что происходит
ниже пояса: умении прочно стоять на земле и сексуальном аппетите.
Высокие петли в верхнем уровне делают философы. Такие люди большую
часть времени проводят в раздумьях о смысле жизни и медитациях.
Если почерк не переходит границы основной линии и буквы выписаны
крупно, то человек испытывает постоянную потребность к самовыражению, а
его самолюбие нуждается в подкормке. Плетение кружев снизу демонстрирует
стремление к материальному благополучию и привычке предаваться
сексуальным фантазиям. Соответственно, если нижний уровень почерка
бледен, его владелец не слишком озабочен этими проблемами.
По словам все того же В. Гаранина, чем быстрее человек соображает,
тем быстрее он пишет. Те, кто думает медленно, пишут «с чувством, с
толком, с расстановкой». Дополнительные показатели живого ума — легкий
или средний нажим в почерке, сглаженные элементы, связанные между собой
буквы, длинные хвостики. В таком почерке дополнительные пересечения и
точки часто отсутствуют или немного смещены вправо.
Расстояние между словами обычно показывают, каков человек в общении с
другими. Маленькие промежутки делает тот, кто не любит одиночество.
Большие промежутки говорят о внутренней потребности к уединению. Кто же
старается держать среднюю дистанцию — обладает здравым смыслом и
практичностью.
Если буквы разного размера — перед нами прирожденный актер. Трудно
определить, когда он работает на публику, а когда становится собой.
Нередко, многие обыватели, беря в руки чей-то почерк, в первую
очередь обращают внимание на его общую красоту и разборчивость. Иногда
такие люди говорят о заниженном уровне интеллекта тех, у кого почерк
неразборчив. С позиции моих многолетних наблюдений разборчивость почерка
и интеллект в целом не взаимозависящие между собой признаки. Однако, на
одной из безымянных интернет-страниц я нашел перепечатку, в которой
рассматриваются разные варианты разборчивого и неразборчивого почерка и
их интерпретации. Ниже привожу его полностью без изменения, разделяя
мысль автора, высказанную в последнем абзаце:
«Возьмем пример ясного, разборчивого письма. Буквы выписаны медленно и
тщательно. В почерке нет заметных букв, привлекающих внимание. Их
отсутствие показывает, что этот человек обладает способностью все
взвешивать тщательно. В то же время у него нет ярко выраженного
стремления к независимости. Такой разборчивый почерк свидетельствует о
готовности сотрудничать с другими людьми и склонности человека
поддаваться господствующим суждениям. Такое письмо принадлежит умному
человеку, но не склонному к независимой интеллектуальной работе.
Почерк разборчив, а буквы заметны и оригинальны в начертании. Это
показывает наличие творческого ума, интеллектуальной любознательности и
способности ясно мыслить. Если в разборчивом почерке есть заметные
буквы, а заглавные буквы лишены вычурностей и завитушек, то это — яркая,
интересная личность, способная приспособиться к новой обстановке и
желающая попробовать новые идеи.
Неразборчивый почерк с беспорядочными, сваленными в кучу буквами —
признак ума, неспособного к ясному, логичному мышлению. Такая
неразборчивость почерка — не продукт творческого мышления, а результат
нетерпеливости, подозрительности и нежелания раскрыть свой ум для
усвоения новых идей. Человека, который пишет так неразборчиво, часто
трудно понять и ему нелегко обрести счастье в личной жизни. Для него
характерна частая смена настроений, неразумное отношение к своим
финансам, когда беспутные траты чередуются с приливами жадности.
На первый взгляд почерк неразборчив, но, приглядевшись, его можно без
труда разобрать. Буквы написаны просто, нет никаких попыток их
приукрасить завитушками. Напротив, заметно стремление убрать как можно
больше штрихов. Такой почерк получается при большой скорости письма и
отражает быстрый ум. Ум, который добирается до самой сути, может
творчески формулировать свои мысли, легко схватывать чужие идеи, мыслить
независимо, обычно и порождает такой, «неразборчивый», почерк.
Некоторая неразборчивость в почерке может быть вызвана временной или
постоянной болезнью, нервным расстройством, психическим состоянием или
старостью. Поэтому, когда почерк неразборчив из — за того, что буквы
прыгают и написаны неодинаково, графологу лучше не торопиться с
выводами, а проявить осторожность.
Прежде, чем выносить однозначное суждение о почерке только на основе
того, разборчив он или нет, следует разобрать все другие признаки, а
затем обратить внимание на внешний вид».
Александр Фармагей По материалам сайта автора
исследования почерка, проведенные в начале ХХ века русским автором Д. М. Зуевым-Инсаровым
|