Одни были «…велеречивые, обладавшие важностью мыслей и великолепием
слов, сильные, разнообразные, обильные…», а другие — «…сухие,
изысканные, способные все преподать ясно и без пространственности…»,
третьи же отличались умеренностью, использовали сильные стороны первых
двух, но избегали их крайностей.
Прежде всего, можно выделить
две большие группы ораторов: рациональные — «технари» и эмоциональные —
«гуманитарии». Эти имена появились в рабочей обстановке и не могут
претендовать на точность. В свою очередь, каждая из этих групп также
может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков»
и «мыслителей», а «гуманитарии» — «поэтов» и «вождей». Разумеется, что в
чистом виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт
позволяет квалифицировать ораторский тип.
Каковы их основные особенности?
1. «Системщики». Для представителей этого типа
характерно особо тщательное отношение к подготовке речевого
высказывания. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность
цитат, исповедуют приверженность фактам, любят колонки цифр и ряды
формул на доске, критично относятся к публичному выражению чувств.
Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне
редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Во время
выступления все их внимание обращено к содержанию, они не любят
отступать от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает
их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей
неразберихой. В этих случаях «системщики» могут потерять контроль над
аудиторией, так как и во время выступления, они лишь опосредовано, через
материал, поддерживали связь со слушателями. Этот тип ораторов идеален
при подготовке материала, хорош в чтении научных сообщений и докладов,
но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.
2. «Мыслители». Есть люди, которые любят
порассуждать вслух, но при этом их словесные построения лишены легкости и
изящества. Это скорее публичный труд, медлительная работа шелкопряда,
собирающего лапками нити разрозненных мыслей и ткущего бесконечное
полотно силлогизмов. Наблюдать за рождением новых идей бывает очень
занимательно, но, в силу отсутствия у оратора артистизма, не менее
утомительно. «Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко
свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание
слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к
нему спустя какое-то время. Хорошо, если материал выступления им знаком —
основываясь на известном, они способны созидать нечто новое, но именно
из «мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не
владеют предметом высказывания. Ораторы этого типа не особенно
заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах
(засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы
забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов, черчению
разных графиков и диаграмм. «Мыслители» хороши в речах совещательного
типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее
работать в условиях ограниченного ресурса времени.
3. «Поэты». Название весьма условное — редко кто из
ораторов этого типа пишет стихи. Их непременным преимуществом является
богатый словарный запас и развитое чувство языка. Именно они создают
неповторимые словесные образы, как жонглеры, владея метафорами,
гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими «вкусностями» русской
речи. Если к этому блюду бывает добавлена приятная внешность, красивый
голос, изящные манеры, то слушать такого оратора — редкое удовольствие.
«Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин
природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо
труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.
4. «Вожди». Это ораторы, способные воодушевить
толпу. Их энергия, мощь их воли и сила слова требуют простора площадей. В
обычных жизненных ситуациях вы лишь ощущаете горячность этой лавы,
догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости
голоса. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной
аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так
уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления.
Если о других частенько скажешь, что они лишь говорят слова, то эти
ораторы всегда словом действуют. Однако с «вождями» случаются и
печальные метаморфозы. Если предмет речи, что не так уж и редко бывает в
жизни, не задевает их за живое, то из вождей превращаются они в
аморфных беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.
Разумеется, публичное выступление — лишь одна из форм речевого
поведения и далеко не все у нас ораторы. Зато побывать в ситуации
конфликта доводилось каждому и, как правило, чаще, чем того хотелось бы.
Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре,
столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации
эмоционального стресса многое говорит о его личности.
В психолингвистике профессором К. Ф. Седовым разработана весьма
убедительная типология языковых личностей, которую вполне возможно
использовать на практике. Исходя из доминирующей установки по отношению к
другому участнику общения, мы выделяем три уровня коммуникативной
компетенции: конфликтный, центрированный и кооперативный.
Что представляет собой конфликтный тип? Это человек — агрессор или
манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против
партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как
деловые партнеры они неудобны, потому что преследуют только собственные
интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая
удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает
неумение замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в
зависимости от этого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем
требуется. Они могут быть точно так же невоздержанны в жестах и
словесных оборотах. Когда Вы сталкиваетесь с таким типом, самое главное —
сохранять спокойствие и не терять чувства собственного достоинства.
Вспомните былую славу советской торговли:
Женщина из очереди:
— Да можно там побыстрее, а! Копаются еле-еле!
Продавщица:
—
Че орать-то! Не хочешь — не стой!
Множество достойных продолжателей этой традиций бодрствуют в торговых
залах современных маркетов. Среди них часто встречаются именно
конфликтные типы. Такова сила привычки к самоутверждению за счет
клиентов.
Центрированный тип речевого поведения любопытно наблюдать во время
переговоров или собеседований. Их главная особенность заключается в
игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более
активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей,
яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение
партнера, они слушают и слышат только себя:
Приятель. Глядя по сторонам:
— Да все Слава Богу! Детей вот на юг
свозил… А ты где отдыхал? (не дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь?
(не дожидаясь ответа) Говорят Ленка замуж наконец-то вышла…
Их более меланхоличные собратья по типу, могут быть полностью
закрыты. О таких говорят «он опять ушел в себя». Отвечают невпопад,
неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах,
эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо,
тембр голоса — тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно.
Требуется постоянная работа по привлечению и удержанию их внимания.
Иногда они способны своей манерой вызывать раздражение, но допускать
проявления этого чувства нельзя — это приведет либо к непониманию, либо к
еще большей закрытости.
Мастерство в общении демонстрируют приверженцы третьего типа речевого
поведения, который мы называем кооператорским. Здесь очевидна
настроенность на партнера в общении, но в одних случаях, она может быть
следствием боязни конфликта, необходимостью поддерживать корректные
отношения и выглядит скорее как имитация настоящего интереса (партнер
поддакивает, кивает головой, повторяет Ваши слова), а в других — это
действительно желание понять собеседника, войти в его положение. Такой
человек не только способен услышать и увидеть партнера, но и настроиться
на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение
требует мастерства владения голосом, пластичной выразительности,
языкового богатства.
Разумеется, каждый человек способен к проявлению того или иного типа
речевого поведения. Многое определяет здесь та ситуация, в которой нам
приходиться высказываться. Но очевидно, что для достижения успеха в
общении, чаще бывают полезными навыки кооперативного типа.
Безусловно, наблюдать за людьми в их речевых поступках бывает не
бесполезно. Однако не так уж важно, к какому типу отнести своего
собеседника. Гораздо важнее оценить свои собственные качества и привычки
и постараться их исправить, если ваш речевой тип не способствует
установлению хороших деловых или личных отношений. В конечном итоге
лучше знать эту реку, чем без брода соваться в воду.
Игорь Родченкo
По материалам «IGRO»