Оказывается,
знания еще не гарантируют карьерного успеха. Куда важнее обладать
коммуникативными навыками и способностью к эмпатии, что в целом
составляет понятие «эмоциональный интеллект».
«Мне стыдно говорить о своем уровне IQ, в школе я был круглым
троечником, — признается бизнесмен Денис. — Университет окончил кое-как,
просто для «корочки», не слишком хотелось работать экологом». Сейчас
Денис возглавляет собственное PR-агентство, а свой успех объясняет
довольно просто: «Я умею ладить с людьми: все мои подчиненные работают
не за деньги, а ради общей цели. То же самое с клиентами: я знаю, как от
них добиться желаемого».
Вы никогда не удивлялись тому, что люди с незаурядным интеллектом
могут годами занимать одну и ту же должность, в то время как их
непримечательные коллеги делают головокружительную карьеру? Выходит, для
того чтобы добиться успеха, одних знаний и аналитических способностей
недостаточно.
Глупые карьеристы
Отличные оценки и 200 баллов за IQ-тест далеко не всегда становятся
залогом блестящей карьеры. Средние результаты теста на интеллект не
помешали Джорджу Бушу и Бараку Обаме стать президентами США. Билла
Гейтса отчислили из университета за неуспеваемость, а бывший министр
здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов в школе не вылезал из
троек.
У психологов есть свое объяснение данному феномену. По мнению
специалистов, решающую роль в достижении успеха играет не пресловутый
IQ, а так называемый эмоциональный интеллект (EI), то есть способность
человека разбираться в своих и чужих эмоциях, а также контролировать их.
Разум и чувства
Размышлять о важности эмоций в жизни человека ученые начали ближе к
концу XX века, когда кризис рационального мышления стал ощущаться
наиболее остро. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был упомянут в
1990 году в одноименной публикации Питера Салоуэйя. Согласно его выводам
раньше интеллект считался абсолютным благом, в то время как эмоции были
задвинуты на второй план, теперь же человечество осознало важность
обоих явлений. Гармоничным сочетанием двух факторов и является
эмоциональный интеллект.
Самое известное исследование феномена эмоционального интеллекта было
сделано журналистом New York Times Дэниелом Гоулменом. Его бестселлер
«Эмоциональный интеллект» увидел свет в 1995 году. Гоулмен определяет EI
как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы
мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и
при взаимодействии с другими». Автор доказывает, что успешнее и
эффективнее всего работают те, кто умеет сочетать эмоции и разум.
У нас теория EI только набирает популярность. Новая экономическая
ситуация заставила обратить внимание на новые способы управления
сотрудниками, так как антикризисные действия зачастую приводили к
сопротивлению и недовольству работников. Появилась необходимость в
компетенции, которой раньше не уделялось должное внимание: умение
вдохновить на более активную работу — часто без изменения материальной
мотивации, — найти позитив в изменениях рынка, предотвращать и
регулировать конфликты. Все эти качества связаны с эмоциональным
лидерством и эмоциональным интеллектом.
Добродушный манипулятор
Гоулмен выделяет четыре составляющих эмоционального интеллекта:
самоконтроль, самосознание, эмпатия и навыки отношений.
Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким EI —
доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что
позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и
производить приятное впечатление на окружающих.
Также эмоционального интеллектуала отличает высокий уровень
самомотивации: у него есть самостоятельно выработанная система
ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он
прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях,
четко понимает мотивы других людей, что делает его практически
неуязвимым для манипуляторов. На окружающих люди с высоким EI оказывают
магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны
погасить любой конфликт.
«Полгода назад я возглавила финансовый отдел, — рассказывает Ирина. —
В моем подчинении трудились две сотрудницы. В первый же день каждый
работник счел нужным предупредить меня, с какими «мегерами» мне
предстоит работать. На деле все оказалось не так страшно. Да, мне
попались не самые добродушные женщины, но их поведение можно было
понять: они давно работали в компании, однако их заслуги никогда не
отмечали. Я сделала все, чтобы выпросить для них небольшую прибавку к
зарплате, не стеснялась спрашивать у них совета, всячески
демонстрировала свое уважение. Теперь живем душа в душу».
Однако не стоит считать людей с высоким EI мягкосердечными и
бесхребетными. Также нельзя ставить знак равенства между EI и буйным
темпераментом. Эмоциональный интеллект — это умение соблюдать баланс и
проявлять некоторую расчетливость в области эмоций.
Эмоции ради бизнеса
Эмоциональный интеллект необходим в любой профессии, предполагающей
общение с людьми, то есть фактически в 95% случаев. Роль эмоционального
интеллекта в карьерном продвижении огромна. Уровень EI свидетельствует о
том, насколько хорошо мы умеем обращаться со своими эмоциями. Можно
сказать, что EI — это осознанность.
Когда возникает кризисная ситуация, мы часто занимаем оборонительную
позицию, обвиняя в случившемся окружающих людей или обстоятельства, что
неправильно. Такое поведение говорит о том, что это человек с неразвитым
эмоциональным интеллектом. Проактивный сотрудник способен вовремя
остановиться, успокоиться и спросить себя, чего именно он хочет и что
нужно сделать, чтобы достичь цели. Такой работник обязательно добьется
успеха.
О том, насколько важны эмоции для бизнеса, свидетельствуют
многочисленные примеры. Когда в отделении по страхованию жизни American
Express произошел катастрофический спад продаж, эксперты призадумались.
Опрос наиболее успешных сотрудников показал, что они умеют устанавливать
с потенциальными покупателями доверительные отношения.
Руководство приняло к сведению эту информацию и решило ввести
программу повышения эмоциональной компетентности для своих работников.
Результат их не разочаровал: 90% финансовых консультантов стали работать
эффективнее. А менеджеры по продажам компании L’Oreal, отобранные с
помощью EQ-тестирования (тестирования на выявление эмоционального
коэффициента), продают в год на 91 370 долларов больше, чем их коллеги,
нанятые по другой системе.
Секрет успеха
Самый насущный вопрос, который приходится решать ученым, — можно ли
развить в себе это качество. Часть экспертов придерживаются гипотезы о
врожденном характере EI. Звучит такое утверждение весьма оптимистично,
ведь это значит, что оставшуюся половину можно приобрести
самостоятельно. Известно, что с годами уровень эмоционального интеллекта
возрастает. Обычно мы называем приобретенный EQ жизненным опытом.
Чтобы ускорить процесс развития эмоционального интеллекта, нужно
активно работать над собой. Западные и отечественные психологи и
управленцы уже не первый год бьются над универсальной концепцией
развития EQ.
Первый шаг на пути развития EI — это осознание того, какие качества
необходимо развивать и что это даст: помогут ли данные навыки более
эффективно взаимодействовать с клиентами и коллегами, улучшить
показатели и так далее. Каждый из нас обладает этими качествами, вопрос —
в какой степени. Существуют различные методики определения параметров
эмоционального интеллекта. Это могут быть кейсовые задачи или тесты, а
также специально моделируемые ситуации, цель которых — выявить уровень
стрессоустойчивости сотрудника или его умение управлять эмоциями.
Ключ к успеху
Как развить эмоциональный интеллект? Менеджер Манфред де Врис в книге
«Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» дает ряд
практических советов:
- Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос:
«Действительно ли это то, чего я хочу?»
- Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы
можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.
- Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы.
Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.
- Слушайте глазами. Умение читать язык жестов пригодится вам не только
для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, но и для того,
чтобы самому подавать правильные сигналы.
- Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача — научиться «считывать» чужие
эмоции.
Что такое EI?
Эмоциональный интеллект (EI) включает в себя четыре базовые
составляющие:
- Самосознание
Анализ собственного эмоционального
состояния, понимание влияния эмоций на принятие решений. Адекватная
оценка своих способностей. Развитие интуиции. - Управление собственными эмоциями
Открытость по
отношению к окружающим, собственные принципы и ценности. Позитивная
оценка ситуации, желание и умение находить решения в сложных ситуациях. - Эмоциональная чуткость
Умение прислушиваться к
чувствам других людей, способность понимать чужие потребности. - Управление эмоциями других людей
Умение продать
идею, нарисовать захватывающую картину будущего. Способность
предотвращать и регулировать конфликты.
Проверь свой EQ
Самый известный в EQ-тест был разработан лабораторией «Гуманитарные
технологии». Тест состоит из 66 вопросов, большинство которых имеет пять
вариантов ответа: от «полностью согласен» до «не согласен
категорически». Например:
- Я свободен от чувства вины за совершенные в прошлом ошибки и
просчеты.
- Меня раздражает громкий смех.
В разделе «Распознавание эмоций» тестирующемуся придется разгадывать
мотивы поведения людей в конкретных ситуациях.
Пример ситуации: Мария
владеет небольшим ателье. Несмотря на недостаточное образование, ее
бизнес приносит неплохой доход. Она не замужем, но у нее двое детей.
Говорят, она хорошая мать, ее уважают друзья, знакомые, соседи. Когда
Марии приходится бывать в гостях или на других мероприятиях, где
присутствует большое количество народа, она предпочитает говорить только
о детях, своем ателье и тех событиях, которые происходят в кругу ее
друзей. Возможно, причина этого кроется в том, что:
- 1) она избегает говорить о таких предметах, как политика, экономика,
социальные проблемы;
- 2) она считает, что дети — самый интересный предмет для разговора;
- 3) она хочет удержать разговор в нейтральных рамках;
- 4) она хочет удержать разговор в рамках своей компетенции;
- 5) затрудняюсь ответить.
Такой тест можно пройти в онлайн-режиме. По итогам тестирования ваш
EQ-уровень может быть оценен как низкий, средний или высокий.
Александра Ильина По материалам «Труд»
|