В эффективном бизнес-плане обязательно должно быть сказано, в чем
ценность проекта, почему люди захотят платить за этот продукт или
услугу, сколько денег понадобится на старт, каковы возможности роста,
каковы риски и как предприниматель планирует с ними справляться, кто
конкуренты, кто партнеры, кто члены команды. Необходимо включить в него
и подробное описание всех источников доходов и расходов. Существенный
вопрос: какую прибыль будет приносить дело? И еще важнее: когда
предприятие начнет приносить доход?
Основные разделы бизнес-плана
1. Титульный лист и содержание. Начните с главного:
название компании, адрес, телефонный номер и контактная информация всех
учредителей, а также оглавление по всему документу. Объем бизнес-плана
не должен превышать 30–40 страниц вместе со всеми необходимыми
приложениями.
2. Введение. Не более чем на двух страницах
перечислите все самое важное. Во-первых, расскажите, в чем ценность
проекта: чем будет заниматься ваша компания, какую прибыль иметь и
почему люди захотят платить за ваш продукт или услугу. Если вы
посылаете план инвесторам, сообщите о капитале, который вам
понадобится, и о том, как вы планируете его использовать. Чтобы
выделить суть, нужно представлять себе картину в целом, поэтому к этой
части лучше приступать после завершения всего плана.
3. Возможности рынка. Объясните, кому вы будете
продавать свой товар или услугу и почему данная группа потребителей для
вас привлекательна. Нужно ответить на несколько ключевых вопросов.
Насколько велик рынок? Как быстро он растет? Каковы возможности роста и
потенциальные угрозы? Как вы будете с ними справляться? Большую часть
этой информации можно найти через отраслевые сайты и СМИ, официальную
статистику, отчеты аналитиков и даже у других бизнесменов. Обязательно
указывайте источник информации — на случай, если вас попросят
подтвердить ваши заявления или потребуется обновить данные.
4. Обзор рынка. Не заблуждайтесь, ваше предприятие
не уникально. Постарайтесь взглянуть трезвым взглядом и оценить
соперников. Кто они? Что продают? Какую часть рынка занимают? Почему
покупатели предпочтут ваш товар или услугу, а не их? Какие препятствия
могут возникнуть при выходе на данный рынок? Не забудьте про косвенных
конкурентов, которые пока работают в другом сегменте, но располагают
аналогичными возможностями и могут составить вам конкуренцию позже.
5. Команда. Исполнение практически так же важно,
как и сама идея. Поэтому инвесторов интересует, кто у вас в команде.
Приложите резюме всех учредителей, партнеров и руководителей: каковы их
навыки и достижения. Если у фирмы несколько акционеров, объясните,
почему вы выбрали именно таких партнеров (все резюме должны быть в
приложении).
6. Бизнес-модель. Этот раздел включает подробное
описание всех источников дохода (продажа продукта, услуги) и структуры
издержек компании (фонд оплаты труда, аренда, эксплуатационные
расходы). Убедитесь, что вы упомянули и обосновали все возможные доходы
и издержки. Кроме того, включите названия главных поставщиков и
покупателей. По сути этот раздел — производственный план будущей фирмы.
7. Финансовые показатели и прогнозы. Если у вас
действующее предприятие, приложите отчет о прибылях и убытках,
балансовый отчет и отчет о движении денежных средств за год. Затем
составьте прогноз по всем трем параметрам как минимум на три года
вперед. Также предоставьте анализ, который показывает, как скоро
окупятся стартовые вложения.
8. Риски. Не ждите беды, чтобы узнать, как с ней
справится ваше предприятие. Проработайте возможные сценарии: худший,
лучший и средний. Убедитесь, что у вас хватит денег, чтобы пережить
любую бурю.
9. Источники средств и их использование. Если вы
пытаетесь получить деньги от инвесторов, они захотят знать, как вы
планируете распорядиться капиталом. В этом разделе нужно указать
предполагаемые расходы на запуск: помещение, покупка нового
оборудования, дизайн логотипа компании и т. д. Большинство
предпринимателей недооценивают стоимость запуска нового бизнеса.
Поэтому проведите исследование заранее, до обращения к инвесторам.
10. Приложения. Хороший бизнес-план лишь бегло
описывает основы предприятия, поэтому в конце нужно приложить все
необходимые документы. Сюда могут входить резюме, сведения о
кредитоспособности, обзор рынка, схемы, план продвижения, копии
договоров, в том числе об аренде, гарантийные письма от будущих
клиентов, свидетельства о регистрации патента и товарного знака,
соглашения о партнерстве, свидетельство о регистрации фирмы.
Отшлифовав свой план до блеска, не отправляйте его пылиться в
дальний ящик. Бизнес-план — это лишь начало процесса. Планировать
деятельность предприятия все равно что вести судно в море: нужно
постоянно корректировать курс. Сам по себе план не имеет большой
ценности. Важно возвращаться к нему и смотреть, где вы были неправы и
чего вам это стоило.
Мэри Крэйн
По материалам «Forbes»