«Никогда до этого не выступал в роли начальника, но я справлюсь, —
говорите вы себе. — Завтра выйду «в народ» и… на перекурах, обеденных
перерывах и в остальное рабочее время стану темой номер один для
обсуждения подчиненными: «вождь», «сам», «кормилец…»
Но почему-то вдруг вспоминаются слова из известного кинофильма:
«Когда вы вызываете нас к себе в кабинет, мы идем, как на праздник! Мы
вас любим, но где-то очень глубоко»…
Готовьтесь — с завтрашнего дня все это может быть сказано и о вас.
Ведь те, кто смотрит на вас «снизу вверх», увы, вряд ли будут испытывать
сильную любовь и уважение по отношению к вам.
«Почему? За что?» — спросите вы.
Назовем некоторые соображения, которые обычно вызывают недовольный
гул на местах, эдакий «глас народа»:
- У него зарплата — не допрыгнуть и кабинет — ого-го! У него
секретарь. А еще дорогой костюм, бонусы, поездки, деловые встречи в
ресторанах. Ему кофе приносят, а все остальные готовят его себе сами.
- Он — угнетатель по положению. Согласно занимаемой должности может
казнить и миловать любого. И, что самое ужасное, ЗАСТАВЛЯЕТ НАС
РАБОТАТЬ! А сам сидит себе в кабинете за закрытой дверью, отдельно от
коллектива. Не с нами. А кто не с нами…
- И, главное, почему все эти блага достаются только ему? Кто он такой,
чтобы распоряжаться другими?
Каждый руководитель может столкнуться с тем, что у его подчиненных
есть та либо иная причина не любить начальство. И это способно послужить
толчком к тому, чтобы основательно подпортить имидж первого лица.
Вашего лица, если вы — шеф. И подпортить основательно, если вы не
приложите определенные усилия, дабы изменить ситуацию в свою пользу.
С чего начать?
Возможно, вы скажете: «Ну и что? Для меня самое важное — это
отношение ко мне моего собственного руководства! И вообще здесь я
главный, а кому не нравится, тех заменим! Найдем новых — кризис еще не
закончился, желающих работать у нас будет море!»
Конечно, можно найти новых людей. В конце концов, сотрудников
утверждают руководители, а не наоборот. Обычно на собеседовании
претендент старается понравиться работодателю, а не работодатель —
претенденту. Если кандидат на вакантную должность вызывает симпатию,
значит, будут и приличная зарплата, хорошие условия работы, бонусы…
Но будьте готовы и к тому, уважаемый начинающий руководитель, что
претендент вдруг выскажет необычную просьбу, например: «Могу ли я
увидеть того человека, под началом которого мне придется впоследствии
работать? А еще лучше — поговорить с ним?..»
И вот соискатель встретился со своим предполагаемым шефом, поговорил
и… отказался, несмотря на престижность должности, солидную зарплату и
прочие преимущества. Почему? «А не сработаемся! Извините, но не смогу
выработать в себе уважение к этому человеку», — объясняет он.
Непривычно, однако и такие случаи в жизни нередки. Это позиция
специалиста, который готов работать с максимальной отдачей, но в
доброжелательной атмосфере.
«Мы должны все вместе, единой командой… Самое ценное, что у нас есть,
— наши люди, наш коллектив. Это основной актив компании», — не правда
ли, знакомые слова? Речь как раз об этом — об отношениях в коллективе,
когда все трудятся сообща, включая руководителя. Руководителя, которому
доверяют и которого уважают.
Жизненный опыт подсказывает: не так важно, каким делом заниматься, —
гораздо важнее, вместе с кем! Ведь даже самые распрекрасные должностные
инструкции не могут предусмотреть всех ситуаций, тем более в сложном
мире человеческих отношений. Рабочий коллектив — почти семья, глава
которой — руководитель. А вот какую роль будете играть вы — «отца»,
«отчима» или просто «совместно проживающего», выбирать вам.
Выбрали роль «отца»? Тогда будьте готовы действовать самостоятельно,
не особо уповая на тех, кто отвечает в возглавляемом вами коллектива за
внутренний пиар и командообразующие мероприятия. Почему? Потому что те,
кто занимается данной деятельностью, тоже часть коллектива, и с ними
также необходимо выстраивать отношения.
Сомневаетесь? Вот совет, прозвучавший из уст ведущего на тренинге для
пиар — специалистов: «Не рассчитывайте на директоров. Запишите свое
начальство в отдельную целевую аудиторию и работайте с ним, как с
настроенным враждебно среднестатистическим прохожим». Каково?
Итак, ясно, что руководителю-новичку:
а) придется выстраивать отношения с коллективом,
б) делать это
лично.
Осталось разобраться в том, как это осуществить на практике.
Завоевываем авторитет
Воспользуемся опытом старших поколений. Например, трансформируем
жесткое «Боятся — значит, уважают» во вполне приемлемое «Строг, но
справедлив».
В далекие 80-е начальник участка так учил молодых специалистов —
будущих руководителей: «Пока не наработаешь опыт, ты обязательно будешь
ошибаться — все ошибаются. Будешь ошибаться у всех на виду. От других
зависит, простят ли они тебе эти ошибки или повесят ярлык на всю жизнь.
Можешь потерять лицо и утратить авторитет. А авторитет тебе пригодится.
Иногда тебе придется не только приказывать, но и просить сделать то, что
не вписывается в должностные инструкции. Зарплату ты никому за это не
прибавишь. Угрожать тоже бесполезно. В ночную смену может всякое
случиться. Так что остается давить авторитетом… Запоминай: твоя задача
на ближайшие полгода — сначала искать малейший повод помочь каждому из
своих подчиненных, а впоследствии не менее тщательно искать причину
наказать за ошибку. Это — как кнут и пряник. Но главное, чтобы те, кому
ты помог, чувствовали себя как бы в долгу перед тобой и перед заводом. А
долги полагается отдавать… Неблагодарные в глазах окружающих будут
выглядеть непорядочными. А таких «непорядочных» коллектив задавит сам».
Метод простой, старый, но работает до сих пор, проверено практикой.
Рассмотрим более сложный вариант, позволяющий выстроить гармоничные
отношения руководителя и подчиненных: следует устранять любой повод для
негативного отношения сотрудников к начальству. Конечно, речь не идет о
том, чтобы ради всеобщего равенства отказаться от персонального
кабинета, автомобиля и ходить в вещах из секонд-хенда. Нужно достаточно
четко дать понять подчиненным цену, которую начальнику приходится
платить за видимые блага его служебного положения. Ведь завидуют именно
положению, а не обязанностям, которые достаточны тяжелы.
Вспомним шутку: «У всех трудящихся два выходных в неделю, а мы, цари,
работаем без выходных!» Да, кто-то из коллег в самом начале рабочего
дня идет на перекур, а шеф — на оперативку. В 18.00 все спешат домой, а у
начальства нет нормированного рабочего дня. Подчиненный может прийти
работу в джинсах, а руководитель обязан надевать деловой костюм.
Накануне дня рождения коллеги сотрудники сбрасываются по десятке, а шеф
кладет сотню. Нередко подчиненные поздравляют сослуживцев по зову
сердца, начальнику же необходимо поздравлять «нужных людей». Рядовой
сотрудник обычно не общается с прокурором, а вот руководителю временами
приходится…
Если подчиненные будут знать и помнить обо всех этих моментах,
зависть по отношению к руководству уступит место если не сочувствию, то
пониманию. В итоге ответ на вопрос: «А хотел бы ты исполнять обязанности
начальника?» (именно исполнять обязанности, а не занимать должность)
уже не будет быстрым и утвердительным.
Подчиненные должны иметь представление об объеме той работы, которую
приходится выполнять руководителю. Если вы начинающий босс, найдите
способ продемонстрировать им этот объем и нагрузку. Тут, кстати, очень
даже пригодится планировка рабочего помещения в стиле оpen-space. Можно
также использовать прием «один день вместе с руководителем». То есть
берете на день самого неугомонного и строптивого подчиненного к себе в
кабинет для оказания «посильной помощи» — вплоть до сортировки архивных
дел. И лучше выбрать денек понасыщеннее, чтобы этот сотрудник хорошенько
прочувствовал всю напряженность вашего рабочего ритма. Будьте уверены:
вернувшись на свое место, он начнет рассказывать всем и каждому, что,
мол, там, за дверью кабинета шефа, оказывается, вовсе не рай…
Для установления хороших отношений с подчиненными неплохо быть по
возможности в курсе их семейных проблем. Как раз в этом они меньше всего
ожидают помощи от вас, и именно тут она даст максимальный эффект,
особенно если оказана еще до того, как прозвучала какая-либо просьба…
Вы профессионал? Предъявите!
Вас воспринимают как угнетателя? Но ведь вы такой же наемный
работник, как и остальные сотрудники. Есть конкретная работа, которую,
кроме вас, никто не сделает. Да, нужно доказать, что вы на своем месте и
занимаете его заслуженно. Как это сделать? Лучше всего показать свой
профессионализм. Уточню: не диплом МБА, а именно профессионализм на
практике.
Один директор по продажам, например, «случайно» вместе с новеньким
торговым агентом заезжал на рынок и демонстрировал свое умение вести
переговоры и парировать возражения, торгуясь с местными продавцами.
Выторговал 40% скидки — и у подчиненных сами по себе исчезли все
сомнения относительно профессионализма шефа!
Конечно, полезно периодически «мониторить» отношение к себе. Римские
императоры и то не брезговали ходить инкогнито в народ с этой целью…
Плоды уважения
Резонный вопрос: выстраивая доверительные отношения с подчиненными,
что вы как руководитель получите в ответ?
Ответ очевиден: вы завоюете безоговорочный авторитет и добьетесь
самой высокой степени мотивации сотрудников («Я стараюсь, ПОТОМУ ЧТО МНЕ
СТЫДНО ПОДВЕСТИ ШЕФА»).
А вам останется только ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НЕ МЕШАТЬ другим
заниматься своим делом, в чем, собственно, и заключаются ваши основные
функции.
Попробуйте поступать именно так. Вам понравится работать с
коллективом, который вас уважает.
Мне повезло — я в таком коллективе работал. С моим бывшим шефом мы до
сих пор друзья. И мне до сих пор стыдно его подвести…
Владимир Свистун
По материалам «Я — перший»