1. Организационная проницательность, включающая:
- психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям
взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и
подчиненных, способность поставить себя на место другого;
- практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую
ориентацию руководителя на использование данных о психологическом
состоянии коллектива для решения практических задач;
- психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей
психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение
влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она
складывается из следующих факторов:
- энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в
соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и
оптимизмом в продвижении к цели;
- требовательность, способность добиваться решения своих задач при
психологически грамотной постановке и реализации требований к
подчиненным;
- способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и
адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности
работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е.
готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных
факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
- широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством,
творческим подходом к работе;
- чувством понимания ситуации;
- творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и
преданностью делу;
- нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и
способностью генерировать идеи;
- готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой
приспособляемостью к происходящим изменениям;
- стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
- эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью,
психологическими способностями влиять на людей;
- ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных
структурах;
- способностью работать в коллективе и с коллективом;
- умением предвидеть результат;
- внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
- способностью и умением рисковать;
- способностью действовать самостоятельно;
- ответственностью за деятельность и за принятые решения;
- способностью увидеть, выделить существенное;
- искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков
руководства, которые необходимы руководителю при формировании и
управлении организацией:
- умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
- способность устанавливать и контролировать дисциплину;
- стремление гибко использовать различные стили руководства,
приспосабливая их к переменам;
- осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего
положения;
- развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
- отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
- регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
- стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших
примеров в работе;
- системный подход к анализу работы;
- квалифицированное делегирование полномочий;
- избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
- создание эффективной обратной связи;
- защита персонала организации от внешних угроз;
- поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
- установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют
ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют
деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые
возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым
вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность,
уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и
расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна
помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост
эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его
умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические
особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель
должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов
коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их
отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их
личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом
зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив,
на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую
инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает
установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают
характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение,
удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д.
Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической
совместимости работников. Психологическая совместимость — это
способность членов группы к совместной деятельности, основанная на
оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от
совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения
руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные
исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно
выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только
исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил
внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
- как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию
свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию
конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение,
которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для
достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в
зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация
своих собственных целей не имеет);
- как естественно живущее — после завершения создания организации
организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется
в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с
естественной точки зрения делает возможным появление других целей —
целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в
системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде
руководителя (до 60–80%). Предмет этой деятельности —
социально-экономические системы, учет экономических, эстетических,
технологических, профессиональных и прочих связей и отношений,
формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой
системы.
Александр Огарков
По материалам «Elitarium»