«Я стал героем совершенно комичной ситуации, — рассказывает менеджер
по развитию Игорь. — У нас было совещание — абсолютно бесполезная трата
времени. Обычно я слушаю начальника первые пять минут, а потом
погружаюсь в собственные мысли. Так было и в этот раз: в уме я выбирал,
какой компьютер подарить сыну. И тут я почувствовал, как мой коллега
пинает меня ногой. Оказывается, начальник уже два раза задал мне вопрос,
но я услышал только его окончание: «Вы согласны?» Я кивнул. Не ведая,
что творю, я согласился возглавить отделение в Петрозаводске!
Отговаривать шефа мне пришлось недели две».
Пустое поддакивание и кивание, зачастую без попытки вникнуть в смысл
сказанного — это так называемый пассивный тип слушателя. Этот вариант
подходит для беседы, когда вы заранее знаете, о чем будет говорить
собеседник, или же когда рассказчик просто хочет поделиться мыслями и
успокоиться, услышав ваше согласие. Активное слушание подразумевает
серьезное вовлечение в разговор: вы комментируете слова собеседника и
задаете ему наводящие вопросы.
Активный вариант незаменим в деловых отношениях. Основной принцип
эффективного слушания — эмпатия, то есть убеждение собеседника в том,
что вы его отлично понимаете. Автоматически соглашаясь с оратором, вы
как бы уверяете его в правильности сказанных им слов и подтверждаете
свою исполнительность. Поэтому, чтобы не попасть впросак, нужно знать
основные правила слушателя.
Концентрируйтесь на словах
Сделайте над собой усилие и забудьте о любых отвлекающих факторах. Вы
должны быть предельно сосредоточены на словах говорящего. Дейл Карнеги
писал о том, что даже если вы выступаете перед аудиторией с самой
интересной темой на свете и вдруг в кабинет входит уборщица, чтобы
помыть окно, то внимание людей тут же переключится на уборщицу. Поэтому,
общаясь с подчиненными по важным вопросам, всегда давайте задание
помощнице вас не беспокоить, разговор ведите в переговорной, а личный
телефон оставляйте в кабинете. Этого же требуйте и от подчиненных.
Если у человека есть определенная цель, он прекрасно понимает,
насколько необходима концентрация. Чтобы стать внимательным
собеседником, человек должен быть мотивирован. А мотивация возникает или
не возникает после анализа собственных мотивов и тех задач, которые
реализуются в разговоре. Поэтому, участвуя в беседе, попытайтесь понять,
в чем ее важность конкретно для вас.
Старайтесь уделять особое внимание словам, которые несут основную
смысловую нагрузку. Как правило, это глаголы и существительные. Следите
за композицией речи: самую важную информацию человек сообщает в начале и
в конце разговора. И ни в коем случае не пропустите мимо ушей такие
фразы говорящего, как «А теперь — внимание:», «Это важно…», «Еще раз
акцентирую:» и т. п.
Полная концентрация длится около 30 минут. Если вы чувствуете, что
начинаете терять мысль, попытайтесь мягко увести вашего собеседника к
более простым и менее острым вопросам. Вспомните шутку, поговорите о
каких-то абстрактных вещах и уже потом возвращайтесь к основному
предмету разговора.
Пишите и рисуйте
Вооружитесь бумагой и ручкой и фиксируйте главные мысли собеседника.
Имея на руках план беседы, вам впоследствии будет куда проще вспомнить
детали разговора. Некоторые психологи советуют не только писать, но и
рисовать: это могут быть схемы, таблицы и полноценные рисунки — главное,
чтобы они имели отношение к содержанию беседы.
Так вам удастся задействовать для работы и правое, и левое полушарие
мозга. Если же вам необходимо полноценно сконцентрироваться на словах
собеседника, не стоит злоупотреблять пустым рисованием на полях тетради —
это провоцирует рассеянное внимание, да и рассказчику будет весьма
неприятно уличить вас в незаинтересованности.
Переспрашивайте
Не бойтесь задавать вопросы — это поможет вам лучше вовлечься в
разговор и уяснить все сказанное собеседником. По окончании беседы
подведите итог всему вышесказанному, если рассказчик сам не желает
делать резюме.
Если хотите продолжить беседу, повторите за собеседником его
последнюю фразу — в большинстве случаев человек начинает объяснять ее
смысл заново.
Следите за позой
Изображайте вежливого и внимательного собеседника: делайте
сосредоточенное лицо, периодически кивайте рассказчику. Хотите
расположить к себе человека — повторяйте за ним не только слова, но и
жесты, но делайте это ненавязчиво. Избегайте закрытых поз: не сжимайте
руки, не скрещивайте их на груди. Старайтесь найти с рассказчиком
зрительный контакт. Используйте расфокусированный взгляд (смотрите на
переносицу собеседника), так как взгляд глаза в глаза может заставить
человека нервничать.
Не зря говорят, что слушать не значит слышать. Собеседник может
выражаться витиевато (намеренно или случайно), и ваша задача — услышать
самое главное, даже если оно скрыто и неочевидно. Поэтому учитесь
читать, то есть слушать между строк.
Наталья Чудова
По материалам «Труд»