-
Слишком медленно принимали решения.
-
Слишком полагались на опыт прошлых лет.
-
Слишком увлеклись сокращением издержек» поэтому:
-
Сократили то, что уже не сможем восстановить без значительных инвестиций.
-
Упустили возможности на рынке.
Как не повторить ошибок в наступившем году, ведь ситуация вряд ли станет более стабильной и предсказуемой?
Совет первый: «Будьте гибкими»
Если вами разработано несколько стратегических планов, охватывающих
все функции, бизнес-единицы и географию присутствия, учитывающих
несколько сценариев развития событий, значит, вы более свободны в
действиях. Но это при условии, что планы не носят форму академических
диссертаций, а являются реальными инструментами быстрого принятия
решений, пошаговым планом реагирования в случае максимального
приближения к спрогнозированной ситуации.
Совет второй: «Следите за ролью государства»
Независимо от того, как вы оцениваете господдержку финансовых
институтов, избранных компаний и другие меры, предпринятые
государством, бизнесу придется за них платить. Либо в виде роста
налоговых и банковских ставок, либо в виде инфляционных всплесков на
энергоносители. С увеличивающейся ролью государства в ряде компаний от
чиновников можно ожидать, с одной стороны, авторитарных жестких методов
регулирования отраслей (как пример — последний законопроект о
торговле), с другой — популистских выступлений против бизнеса (высокие
цены на товары, неоправданные сокращения сотрудников, непомерные
зарплаты топ-управленцев, отсутствие социальной ответственности
и т. п.). Эти тенденции, несомненно, создают дополнительное давление на
бизнес, которое необходимо учитывать, но одновременно они могут
послужить почвой для новых совместных проектов бизнеса и государства.
Совет третий: «Будьте готовы к реструктуризации вашей отрасли»
Бизнес-модели, зависящие от потребительского кредитования, крупных
инвестиционных вливаний клиентов, высокого уровня оборотного капитала,
а также бизнес-модели с длинными и негибкими производственными циклами
и длинными инвестиционными циклами — в самом невыгодном положении. Если
в вашей отрасли доля таких проектов велика, будьте готовы к структурным
изменениям. Многие бизнес-модели перестанут существовать, и в авангард
выйдут новые. Начните как можно раньше оценивать перспективы смены
бизнес-модели или выхода из такого бизнеса.
Олег Иванов
По материалам «Ведомости»