Как выбрать управленца, который способен не просто сохранить бизнес,
но и сделать компанию лидером? Пропустим кусочек жизни, потраченный на
поиск резюме кандидатов на вашу вакансию. Сейчас эта тема не наша.
Поговорим об оценке кандидатов.
Оценка по резюме
Резюме — описание карьерного пути профессионала. Важно, чтобы этот
путь был логичным, т. е. построенным от простого к сложному, от рядовой
должности к руководящей, от небольшой неизвестной компании к
компании-бренду.
Иногда на жизненном пути попадаются соблазны в виде высокой
зарплаты, в ущерб возможностям влиять на результат работы компании.
Кто-то даже может позавидовать такому повороту судьбы, но вам такой
кандидат будет неинтересным. Ведь не деньги развивают профессионала, а
круг задач, стоящих перед ним на управленческой позиции. Да и мотивация
его понятна, если предложат большую зарплату — уйдет!
Последний опыт, указанный в резюме — именно то, на что стоит
обратить внимание прежде всего. Попробуйте наложить профиль вашей
компании на профиль компании, указанной в резюме у кандидата. Исходите
из следующих критериев:
-
Сфера бизнеса. Согласитесь,
что должностные обязанности и компетенции у коммерческого директора
производственной компании и коммерческого директора торговой (например,
сетевая розница) сильно отличаются. Можно, конечно экспериментировать,
но этот период может растянуться во времени. А вам, наверняка, нужны
мгновенные результаты.
-
Продаваемый или производимый продукт/услуга. Грубо
можно разделить на продукт-услугу массовые и премиум, а также простые
(например, продукты питания) и сложные (IT, телекоммуникации). Уровень
стоимости продукта/услуги, как правило, отражается на общем уровне
кандидата. Сложность товаров или услуг — на эрудиции и интеллекте в
целом. Надо честно признать, что финансовый кризис сильно стер эту
границу между управляющими компаний продуктового ритейла и
телекоммуникационных компаний.
-
Бизнес-задачи компании.
Если компания публична, вы можете сравнить задачу компании, в которой
работал наш претендент с вашими задачами. Компания была start-up
проектом? Расширяла дилерскую сеть или стремительно увеличивала
обороты? Компанию готовили к продаже? Наверняка, определенный опыт
управляющего вам будет интересен, если, конечно, вы об этом будете
знать заранее.
-
Деловая репутация компании.
В наше нестабильное время — немаловажный критерий для косвенной оценки
вашего будущего управленца. Например, на рынке есть ряд публичных
компаний, которые отличаются жестким авторитарным управлением со
стороны владельца, где наемным топ-менеджерам не приходится принимать
ответственных и самостоятельных решений. Если кандидат проработал в
такой компании более года, нужен ли он вам? Решайте сами.
-
Успех/прорыв компании.
Выделяю этот критерий отдельно, хотя он пересекается с пунктом 3. Всем
собственникам нужны успешные управленцы с позитивным опытом и
позитивным мышлением. Такой опыт возможен в компании, которая, несмотря
на смутные времена, продолжала развиваться и достигать определенных
успехов. Предполагаю, что в 2010, когда мы выйдем из рецессии, анекдот
про вопрос «А где вы были в 1917 году?» будет актуален с поправкой на
2009.
Итак, у вас есть некая картинка кандидата, включающая некие знания о
его опыте и компетенциях. Безусловно, картинка голографическая,
созданная вами на основе публичной информации, но на основании ее можно
провести уже первую оценку кандидата до встречи с ним.
Многие владельцы компаний выбирают себе управленцев на уровне
ощущений. У них, как у истинных первопроходцев отечественного бизнеса,
сильны защитные механизмы и развита невероятная интуиция. Однако
сегодня кандидаты знают, как именно проходить собеседование, чтобы
получить должность. Ведь самомаркетинг — одна из важных компетенций
современного управленца. Для кого-то из них самопрезентация становится
основным конкурентным преимуществом.
А цена ошибки невероятно высока! Умножьте зарплату менеджера на те
месяцы, которые будут тянуться до конкретных финансовых результатов,
прибавьте зарплату его подчиненных, которые будут работать над задачей,
поставленной новичком, и не забудьте учесть стоимость ресурсов, которые
будут использованы в период разбега.
Оценка на интервью
Итак, вы пригласили кандидата на интервью. Что вы должны оценивать в
нем прежде всего? По мнению американского психолога Р. Хогана, в основе
компетенций управленца лежат четыре аспекта:
-
Профессиональные бизнес-навыки (способность
планировать и организовывать деятельность, делегировать полномочия,
контролировать и использовать ресурсы).
-
Лидерские навыки (способность оказывать влияние на людей, формировать деятельность команды, быть примером для подражания).
-
Навыки межличностного общения (способность к общению,
к построению и развитию взаимоотношений, способность к чувствованию и
пониманию другого человека).
-
Внутриличностные навыки (самосознание и самоконтроль, эмоциональная зрелость, эмоциональный интеллект, честность).
Однако обращая внимание на два первых пункта, мы не всегда придаем
значение двум другим. Это не значит, что мы их не замечаем, скорее,
интерпретируем в пользу профессиональных компетенций.
Один мой знакомый владелец бизнеса рассказал о собеседовании с
кандидатом на вакансию директора по развитию. Ему импонировало, что
тот, упоминая прошлую компанию, рассказал об отношении к подчиненным
как к исполнителям. «Я давал им указания, а они четко следовали
инструкции». Для собственника эта фраза прозвучала как «умение
делегировать полномочия» и была понята как компетенция эффективно
организовывать работу. Приступив к работе, новоиспеченный директор не
смог найти общий язык с менеджерами в силу своей надменности и
неуважения к личности. Позже владелец компании вспоминал неуспешного
управленца, называя его «тот, с короной на голове».
По мнению Р. Хогана, в основе качественных профессиональных и
лидерских навыков управленца лежат внутриличностные навыки и навыки
межличностного общения. Т. е. мы смело можем нарисовать и здесь
иерархическую пирамиду, аналогичную творению небезызвестного Абрахама
Маслоу.
Американцы в этом вопросе категоричны. Проведенные многочисленные
исследования показали, что неудачи управленцев кроются не в их
профессионализме, а в личностных качествах и неумении строить отношения
с подчиненными. «Многие умные, трудолюбивые, амбициозные и технически
грамотные менеджеры терпят неудачу (или весьма близки к этому), потому
что их воспринимают как людей высокомерных, мстительных, не
заслуживающих доверия, эгоистичных, несдержанных, склонных к
принуждению и мелочной опеке, бесчувственных, грубых, отстраненных,
слишком амбициозных или не способных либо делиться своими полномочиями,
либо принимать решения» (Hogan, Curphy & Hogan, 1994, p. 499).
Сложность оценки заключается в том, что и успешные и неуспешные
управленцы одинаково хорошо проходят собеседование. И у тех, и у других
хорошая, если не блестящая карьера. Они обладают высокой эрудицией, не
лишены харизматичности, зачастую яркие и амбициозные личности. Однако
начало работы на новом месте является стрессом для любого человека и
запускает механизмы психологической защиты.
Успешный менеджер, обладая высоким уровнем самосознания и
эмоциональной зрелости, оценивает реальность, приспосабливается к ней,
и находит наиболее оптимальные пути решения проблем. То есть берет
ответственность на себя, решает возникшую проблему, мотивирует
подчиненных, делит успех вместе с командой. У неуспешного менеджера
катализируются способы защиты из негативного прошлого опыта, и на
поверхность вылезают темные стороны личности. Он не умеет оптимально
рассчитать силы, при этом, не справившись с задачей, оправдывает себя,
и винит обстоятельства или подчиненных.
Как научиться различать успешного и неуспешного менеджера на этапе собеседования? Обозначим некоторые маркеры поведения:
-
Успешный менеджер способен говорить о своих слабостях.
Управленец, обладающий высоким уровнем самосознания, высоким
эмоциональным интеллектом способен давать оценку как своим сильным, так
и слабым качествам. На основании самооценки умеет соотнести свои
профессиональные возможности с поставленной задачей и, если она
окажется не под силу, способен отказаться от предложения.
На моей
памяти несколько примеров, когда кандидаты, сомневались в своих силах,
и честно признавали это. Затем, на финальном собеседовании
проговаривали вместе с собственником сроки выполнения задачи и условия
оплаты. Причем, эти условия были адекватны этапам реализации задачи, да
и собственным страхам тоже. К слову скажу, что все кандидаты прошли
испытательный срок и выполнили поставленную задачу.
-
Неуспешный менеджер пользуется «костылями».
Есть такая категория кандидатов, которые повторяют несколько раз за
интервью одну и ту же информацию о своих успехах и достижениях.
Кандидат, не уверенный в собственных силах, словно использует
психологические костыли для того, чтобы в первую очередь убедить себя в
своем профессионализме.
-
Успешный менеджер успех делит с командой.
Управленец, ориентированный на работу в команде, обязательно упомянет о
своих коллегах в позитивном ключе. Назовет всех по имени, и не будет
давать негативных оценок. Использует местоимение «мы».
-
Неуспешный менеджер противопоставляет себя другим. Если
кандидат постоянно рассказывает историю про двух героев — «они» и «я»,
успешным его не назовешь. О прошлом опыте говорят: «Я постоянно говорил
им, что так делать не нужно!» или «У меня и у собственников было разное
видение развития бизнеса». Как правило, такие менеджеры страдают
негативной оценкой по отношению к окружающим, вплоть до проявления
агрессии.
-
Успешный менеджер обладает чувством юмора. Способен на собеседовании шутить даже над собой (если это уместно), поскольку уверен в себе и не боится негативной оценки.
-
Неуспешный менеджер подозрителен и проецирует свои мысли и чувства на другого человека.
Однажды мне пришлось задержаться на встрече, и собеседование с
кандидатом я начала с опозданием на 10 минут. Первая фраза,
прозвучавшая из уст кандидата, была такой: «Я полагаю, что это была
проверка на стрессоустойчивость. Я сам использую такой прием, когда
прошу подождать в приемной своих сотрудников». Мои попытки объяснить,
что это было просто опоздание, не имеющее под собой особого смысла, ни
к чему не привели. Кандидат был уверен, что все окружающие его люди
что-то замышляют против него.
Список маркеров можно продолжать до бесконечности. Суть одна —
управленец — прежде всего личность. И, только объемно оценивая
личностные качества, мы можем делать вывод о нем, как о профессионале.
Инна Можайская
По материалам «Клерк.Ру»