Зачем компаниям система обучения и развития?
Почему она есть не везде? Что делать сотруднику, если в компании нет
такой системы, а он хочет развиваться?
Система обучения и развития в компании позволяет сформировать
профессиональный штат для решения задач бизнеса. Ее создают не только
для мотивации сотрудников, но и — главное — для подпитки бизнеса свежими
силами и идеями. Система оценки и развития для всех должностей
позволяет эффективно планировать продвижения: кого из сотрудников, когда
и на какие задачи эффективнее всего поставить и чему его доучить, чтобы
достичь нужных результатов.
Но в какой-то момент интересы сотрудника развиваться и
профессионально расти и интересы компании могут разойтись. Например, вы
хотите расширить свою специализацию (логист хочет освоить ВЭД), а
компания в этом не заинтересована (не планирует выходить на внешний
рынок). Работодатель рискует вложить деньги в сотрудника, следующим
шагом которого станет желание реализовать на практике полученные знания и
уйти из компании. Поэтому, если вы хотите развиваться в определенном
направлении, важно посмотреть глазами работодателя на полезность вашего
обучения. И именно исходя из этого либо беседовать с руководством о
дальнейшем образовании, либо самостоятельно идти обучаться и в
перспективе быть готовым к поиску работы.
В крупных компаниях система обучения и развития вырабатывается годами
опыта, и, к сожалению, она принята не везде. Поэтому, если в компании
ее нет или вам не подходит то, что компания может предложить, — все в
ваших руках!
Хорошо, если у вас есть профессиональная мечта и остается только
выбрать тактику ее достижения. Но чаще бывает, что человеку сложно
понять свои склонности и тем более сориентироваться в многообразии
вариантов на рынке труда. Выросло то самое поколение
экономистов-менеджеров, которые шли учиться, потому что было модно,
вопреки призванию и способностям. Для них выбор очень сложен, так как
они привыкли мыслить категориями тренда — «должно и нужно», а не
руководствоваться своей интуицией, склонностями, интересами.
Как самостоятельно спланировать свое развитие?
Как понять, куда дальше двигаться?
Основной путь — узнавать себя и возможности вокруг себя (в компании,
на рынке труда в целом). В этом вам помогут корпоративный менеджер по
обучению и развитию, менеджер по персоналу, внешний рекрутер, карьерный
консультант, коуч.
Менеджер по обучению и развитию, рекрутер, карьерный консультант — с
кем посоветоваться и в чем разница?
Обязательно поговорите с менеджером по обучению, чтобы узнать свои
возможности внутри компании. Осведомленность о возможностях в компании,
ее организационной структуре очень полезна: вы сможете выбирать из
разных вариантов, узнать специфику задач в разных отделах, примерить их
на себя. Некоторые клиенты, приходящие на карьерное консультирование к
нам, отмечают, что хотят развиваться внутри своей компании. Однако,
проработав в компании более трех лет, они могут иметь слабое
представление о том, как она устроена, какие есть отделы и чем они
занимаются. Не пренебрегайте возможностью получить информацию «из первых
рук»:
- Рекрутер — человек, знающий все о рынке
труда, его тенденциях, возможностях, практике. Он может дать независимую
от вашей компании картину рынка труда применительно к вашей
специальности, но не будет углубляться в ваши склонности, способности и
призвание.
- Карьерный консультант — тот самый человек,
который владеет экспертизой и рынка труда, и психологии индивидуума. Он
знает много карьерных историй, постоянно отслеживает тенденции рынка и
является независимой стороной при оценке и предъявлении возможных
вариантов развития.
Когда смена работы — шаг к развитию?
Как раз тогда, когда вы понимаете, что задачи компании идут вразрез с
вашими интересами и склонностями. Рекрутерам часто приходится слышать
от соискателей в качестве причины поиска работы — «достиг потолка».
Редко кто может толково объяснить, что именно имеет в виду, что есть
«потолок» и что есть его цель, как соотносятся задачи компании с
задачами сотрудников. Очень часто человек замыкается в кругу своих
личных интересов, мыслит категориями «мне интересно», «обучение для
меня», а не категориями «решение задач», «результат». А ведь именно
через решение задач и результаты происходит то самое развитие, о котором
он вроде бы мечтает. Задача карьерного консультанта — раздвинуть эти
границы и показать пути. Возможно, одним из этих путей будет смена
работы или создание собственного дела. Главное здесь снова понимать:
почему я хочу менять работу? Чего я хочу достичь этим?
Все в ваших руках — управляйте сами своей карьерой и жизнью.
Марина Хадина
По материалам «Элитный персонал»