Общий тренд: от людей, работающих на этих должностях, зависит
жизнеспособность компаний. Например, если полгода назад на
логистических профессиях экономили, то сейчас работодатели понимают,
что непроработанность транспортных связей в условиях ожесточенной
борьбы за клиентов стоит дороже, чем компенсация директору по
логистике. Нанимают в первую очередь тех, кто поможет бизнесу стать
более прибыльным и эффективным, а не просто наращивать объемы.
ТОП-7 самых востребованных профессий выглядит следующим образом:
1. Менеджер по продажам
Кризис сделал героями рядовых бойцов, сейлзов — компания может
произвести сколько угодно товара, но, если он лежит на складе, бизнес
мертв. Работодатели готовы нанимать менеджеров с отраслевыми связями и
бросают новоприбывших в бой. Нужны те, кто умеет продавать законченные
решения. Например, крупная сеть говорит: у меня проблема с очередями,
нужно минимизировать время ожидания покупателя у кассы. Если менеджер
объясняет, какие решения эту проблему снимают, он вызывает интерес у
заказчика. Несмотря на востребованность сейлзов, за год их доход
снизился на 15–20% за счет сокращения бонусной части. Разве что
западные FMCG-компании проиндексировали зарплаты (в среднем на 5%).
2. Директор по логистике
В конце 1990-х годов директор российской IKEA Леннарт Дальгрен
прославился среди иностранных ритейлеров как знаток местного рынка.
Все, кто спрашивал Дальгрена о ключе к успеху на одной седьмой суши,
слышали в ответ: «Выигравший битву за логистику выиграет Россию».
Спустя десятилетие правоту Дальгрена подтверждают FMCG-компании — в
кризис спрос на директоров по логистике вырос у всех крупных игроков.
Причин две: менеджеры-экспаты стоят дорого; малейшая несогласованность
в грузоперевозках или работе складов может заставить капризного клиента
уйти к другому поставщику. Зато у менеджеров по логистике появился шанс
совершить карьерный скачок.
3. Сервисный инженер
2009 год — год инженеров, которые чинят все, что ломается, и
поддерживают существующие системы. Компании экономят и откладывают
приобретение нового оборудования до лучших времен. Сервисных инженеров
на рынке достаточно, но безработных среди них мало.
4. Менеджер по стратегическому планированию
Менеджеры по стратегическому планированию — это аналитики, которые
рекомендуют топ-менеджерам, как развивать продукты и бренды компании,
на каких рынках осуществлять экспансию, откуда уходить. До кризиса
приемка работы «планировщика» осуществлялась, как правило, раз в год.
Теперь из вальяжного визионера менеджер по стратегическому планированию
превратился в человека, от чутья которого зависит ближайшее будущее
компании. Когда рынок не стабилен и ситуация меняется каждый месяц,
спрос на стратегических планеров и аналитиков сильно возрос. Прикладная
значимость этих людей необходима компаниям для выверенного шага на
ближайшие полгода-год.
5. Медицинский представитель
Несмотря на кризис, фармацевтические компании выводят на рынок новые
продукты. Расширяется география продвижения препаратов, соответственно,
нужны те, кто их рекламирует. Медпредставители — основной инструмент
продвижения препаратов среди врачей и фармацевтов. По данным агентства
Kelly Services, эта специальность — одна из самых востребованных в
кризис. Лекарства — товар, от которого люди отказываются в последнюю
очередь.
6. Специалист по работе с должниками
Самая горячая вакансия в банковской сфере. Продолжается рост
дефолтов заемщиков — и физических, и юридических лиц. Банкирам нужны
специалисты, которые увеличивают объем собранных долгов, работают с
клиентами над реструктуризацией задолженности. Найти их не так легко,
как кажется. Ощущается дефицит специалистов со знанием банковских
продуктов и высокими коммуникативными навыками. На рынке много
работников коллекторских агентств, но нужны финансисты, а не выходцы из
силовых структур.
7. Директор магазина
Розничным торговцам кризис дал шанс «отъесть» долю рынка у слабеющих
конкурентов. Пока российские сети (от «Мосмарта» до «Детского мира»)
сокращали персонал и думали, чем заполнить полки, западные ритейлеры
открывали новые магазины. В связи с этим на рынке труда случился бум
вакансий для директоров магазинов и их заместителей. Главное требование
— опыт раскрутки и быстрого вывода на рентабельность новой точки.
Правда, оклады у завмагов не растут.
По материалам «Дело»