«Извините, пожалуйста» — успешный Карьерист произносит это выражение
лишь в одном типе ситуаций — когда он совершил по отношению к
собеседнику какое-то неблаговидное действие, например, наступил ему на
ногу в переполненном коридоре или неправильно написал его фамилию в
договоре. Вот в этих случаях и рассыпайтесь в извинениях, пока
собеседник вас не остановит.
В любых других ситуациях фраза «Извините, пожалуйста» работает против
вас. Корнями уходящая в тезаурус русской интеллигенции, она, однако,
сигнализирует собеседнику не столько о наличии у говорящего хороших
манер, сколько о его неуверенности в себе, потому что звучит, как
правило, в просящей и подчиненной интонации.
НИКОГДА НЕ НАЧИНАЙТЕ ОБЩЕНИЕ С ЭТОЙ ФРАЗЫ!
Стоит лишь открыть ей диалог, очный или телефонный («Извините,
пожалуйста, это компания «Рога и Копыта?» «Извините, это здесь проходит
собеседование?»), как в бессознательном слушателя возникает
пренебрежительное отношение к говорящему. Действительно, за что это вы
извиняетесь уже в самом начале разговора?! Так ведут себя лишь
неуверенные и слабые люди, переполненные чувством вины перед всем белым
светом. Именно это впечатление может сложиться о вас у собеседника. А
ведь первое впечатление — самое устойчивое.
Чем заменить: заменяется эта вредная фраза
простыми «Добрый день», «Здравствуйте», «Подскажите, пожалуйста» и т.
д., которые звучат не менее вежливо, зато более уверенно.
«Не могли бы вы»/ «Могу ли я» и их производные — это сводные сестры
фразы «Извините, пожалуйста», и принадлежат они к тому же семейству
неуверенно-виноватых (не понятно, в чем) выражений. Обычно
сопровождаются восходящей интонацией и «просительным» поднятием бровей:
«Не могли бы вы отправить этот факс», «Могу я поговорить с вашим
менеджером».
Но взрослому человеку просить разрешения у другого взрослого человека
— это как-то не комильфо, если только он не в армии. Причем чаще всего с
такими фразами Карьеристы обращаются к операторам на телефоне,
администраторам рисепшн и менеджерам по работе с клиентами — то есть
теми, чья задача — обслуживать, а не даровать им позволения или
определять их возможности. Недаром ходит анекдот, где в ответ на такую
фразу звучит: «Не знаю, можете вы или нет, я же не доктор!»
ЭТИ ФРАЗЫ ИСКУССТВЕННО СНИЖАЮТ ВАШ СТАТУС ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБЕСЕДНИКУ.
Употребляя их, вы непроизвольно наделяете его правом решать за вас
обоих… или просто вам отказать.
Чем заменить: используйте выражения,
говорящие о ваших намерениях. А у собеседника попросите помощи или
поинтересуйтесь, как вам лучше эти намерения реализовать: «Я бы хотел(а)
отправить этот факс. Где это можно сделать», «Мне нужно поговорить с
вашим менеджером. Позовите его, пожалуйста».
«(Ну) не могу же я» — употребляется в ответ на нереалистичную (по
мнению Карьериста) просьбу или распоряжение. И совершенно напрасно. Если
вам нужен успех и удачная карьера, избегайте в своей речи сочетания
частицы НЕ с глаголом МОЧЬ в любых вариантах. Потому что подсознательно
оно читается собеседником как НЕСПОСОБНОСТЬ, НЕУМЕНИЕ, НЕУВЕРЕННОСТЬ —
конечно же, ваши. Причем эта ассоциация возникает практически
моментально, а вот избавиться от нее очень сложно.
Кроме того, эта фраза звучит высокомерно и подается как нечто, само
собой разумеющееся. Отвечая что-нибудь вроде «Не могу же я собрать всю
статистику за два дня!», на самом деле вы подразумеваете: «Вы что,
совсем идиот?! Неужели непонятно, что всю эту статистику за два дня
собрать невозможно!». И любой собеседник прекрасно чувствует этот
оскорбительный подтекст.
ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ СПЕЦИАЛЬНО НЕ СТРЕМИТЕСЬ РАЗОЗЛИТЬ, УНИЗИТЬ И
НАСТРОИТЬ СОБЕСЕДНИКА ПРОТИВ СЕБЯ, НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ЭТУ ФРАЗУ!
Чем заменить: Перестройте свое возражение,
указав, при каких условиях выполнить указание вы сможете. Например, так:
«Чтобы собрать статистику, два дня недостаточно. Нужно, как минимум,
четыре». Или: «Я смогу собрать статистику не раньше 25-го числа».
Татьяна Фиппс
По материалам «ПРОдвижение»