Буквально несколько месяцев назад сотрудник положил вам на стол
заявление об увольнении по собственному желанию — семейные
обстоятельства, попытка самореализации в другом месте или поиск более
уютного места под солнцем. А сегодня он пришел с повинной (или не совсем
с повинной) головой и просит принять его обратно. Стоит ли игра свеч?
Возвращаться — плохая примета?
В США, например, к таким сотрудникам (для которых существует
специальный термин —
boomerang employers) отношение весьма
лояльное. Более того, в большинстве фирм возвращение сотрудников даже
приветствуется! Американские руководители поняли: ничего криминального в
возвращении бывшего работника нет. Наоборот, плюсов от такого
возвращения больше, чем минусов. Кроме того, явление «трудоустройство на
всю жизнь» у них не слишком распространено.
До недавнего времени в нашей стране наблюдалась совершенно иная
ситуация. Ушедший сотрудник расценивался как предатель и ренегат.
Некоторые работодатели даже составляли своеобразный черный список
уволившихся сотрудников, которые ни при каких обстоятельствах не смогли
бы вернуться обратно. Еще более сложными и натянутыми становились
отношения работодателя и ушедшего сотрудника, если специалист покидал
фирму в трудное для нее время.
Конечно, обобщать нельзя. Каждая ситуация увольнения индивидуальна —
причины, следствия, сам процесс ухода. И сложный вопрос — принимать или
не принимать назад уволившегося сотрудника — решается с учетом всех
обстоятельств. Кроме того, отечественный бизнес все же пытается
перестроиться на западную модель управления персоналом. И отношение к
«бумерангам» становится другим.
Несомненно, прием такого сотрудника — это всегда индивидуальный
случай. Многое зависит от того, при каких обстоятельствах уходил
сотрудник ранее. Если ситуация была достаточно позитивная и организация
объективно не могла соответствовать карьерным, либо материальным, либо
каким-то другим потребностям сотрудника, то возвращение вполне
обоснованно и должно позитивно интерпретироваться внутри организации.
Часто сотрудники уходят из компании под воздействием эмоциональных
факторов: например, если в ходе реорганизации не готовы воспринимать
нововведения, из-за ощущения пройденного жизненного цикла в компании или
субъективного мнения об отсутствии карьерных перспектив. В дальнейшем,
переосмыслив ситуацию, поработав в других местах, сотрудники могут более
объективно оценить компанию — своего бывшего работодателя.
Принципы тотальной лояльности рабочему месту из серии «если ты не с
нами, ты против нас» очень сильно устарели. Современные профессионалы
больше лояльны к своей профессии, чем к компании, в которой работают. И
отдавая ей свои знания, навыки, время и силы, они хотят развиваться и
расти. И если компания в силу объективных бизнес-причин не может
обеспечить своим сотрудникам достаточно быстрый рост и развитие,
совершенно нормально, что сотрудники начинают искать такие возможности в
других компаниях. Огромную роль играют условия работы, корпоративная
культура. Все это держит. Но самый лояльный специалист, который уперся в
потолок возможностей, перестает быть сколько-нибудь полезным компании. И
зачастую его уход — это просто очередная профессиональная ступенька:
пройдя ее, он может вернуться, но уже на другой уровень, с новым
пониманием целей и задач, с новым потенциалом и более высокой степенью
лояльности. И отказываться принять на работу такого специалиста — это
просто непозволительное расточительство в современном мире.
Весомые плюсы
Когда уволившийся сотрудник хочет вернуться, руководителя,
естественно, терзают противоречивые мысли. Почему он решил так
поступить? Что его не устроило на новом месте? Он понял, что другая
компания хуже?
Размышляя над тем, стоит ли принимать «бумеранга» назад, необходимо
проанализировать все возможные плюсы и минусы. Начнем с положительных
моментов.
Сотрудник-перебежчик приобрел в другой компании (даже если он
переходил туда на аналогичную должность) новые навыки и опыт,
которые он сможет с успехом использовать на «старом новом» месте. А
если сотрудник занимал должность выше прежней и преуспел в исполнении
соответствующих обязанностей, то дать ему второй шанс определенно стоит.
Кроме того, чаще всего бумеранг возвращается с новыми идеями и
проектами. Между прочим, на Западе руководители всегда стараются быть в
курсе того, как складывается карьера у бывшего сотрудника. И делается
это не столько из соображений лояльности и личной симпатии, сколько
затем, чтобы не упустить ценного специалиста. И при удачном стечении
обстоятельств переманить его у конкурентов.
«Бумерангу» почти не потребуется времени на адаптацию
в компании — ведь он приходит в уже знакомый коллектив. Тем более,
своим возвращением в родные пенаты и задушевными разговорами в курилке
он будет только способствовать повышению лояльности остальных
сотрудников — вернувшийся как нельзя лучше докажет, что в этой компании и
руководитель лучше, и коллектив дружнее, и работа приятнее.
Вы уже знаете, что собой представляет вернувшийся
сотрудник. За то время, пока он работал у вас, вы успели понять, какой
он человек. Согласитесь, от него приходится ждать меньше сюрпризов,
нежели от новичка.
Ваш «старый новый» сотрудник будет всячески стараться
оправдать оказанное ему доверие (которое в момент ухода могло
пошатнуться). И если грамотно воспользоваться этим стремлением, то можно
получить по-настоящему лояльного сотрудника, которого не надо будет
даже дополнительно мотивировать. Во всяком случае, в первое время.
Сотрудники, которые возвращаются в компанию, всегда более
лояльны. И это вполне объяснимо. Многие бенефиты,
материальные и, главное, нематериальные, которые предлагает компания, со
временем становятся гигиеническими факторами: сотрудники их перестают
ценить, считая само собой разумеющимися. А уходя на другое место работы,
человек понимает, что многое из того, к чему он привык, совсем даже не
очевидно. И принимая осознанное решение вернуться, такие люди начинают
понимать, что именно привело их обратно, они будут больше ценить
культуру компании и возможности, которые в ней предлагаются.
Аналитики отмечают, что возвращение бывшего сотрудника в компанию — мощный
инструмент психологического воздействия на клиентов. Они любят
иметь дело с «бумерангами», поскольку понимают — если человек вернулся в
компанию, значит, она действительно хороша.
Обратная сторона медали
Конечно, помимо очевидных плюсов, есть и не менее очевидные минусы.
Например, никто не знает, что на уме у вернувшегося
сотрудника. Бывали в практике отечественного бизнеса случаи, когда
«бывшие» возвращались только для того, чтобы отомстить и отрицательно
повлиять на результаты компании. Правда, справедливости ради нужно
отметить, что такие случаи — единичные. И им обычно предшествовала
некрасивая процедура расставания.
Не стоит также принимать тех сотрудников, которые хотят использовать
компанию как некий перевалочный пункт. Вычислить такого
специалиста достаточно просто — нужно только навести о нем справки у
его коллег (и в вашей компании, и в той, в которую он уходил от вас).
Они скажут вам одно и то же — человек, столкнувшись с трудностями,
пасует и пытается идти по пути наименьшего сопротивления. В данном
случае — пытается понять, на каком месте работы требуется меньшая
отдача.
Безусловно, отношение к «бумерангам» — один из знаковых элементов
имиджа компании. Принять блудного сына с распростертыми объятиями — этот
широкий жест поможет формированию прекрасной репутации, которую, как
известно, ни за какие деньги не купишь. Но если сотрудники будут знать,
что в вашу компанию легко вернуться, они начнут воспринимать ее как надежную
гавань, которая будет ждать их после любого шторма. И захотят,
вслед за «бумерангом», отправиться в свободное плавание.
В любом случае, окончательное решение остается за вами. Сотрудник уже
сделал свой выбор и предпринял попытку вернуться. Теперь ваша очередь
рассуждать, анализировать и делать выводы.
Ксения Герасимова
По материалам «Rabota.ru»