Общительность, коммуникабельность — так описывают желаемые качества
потенциального работника в 80% объявлений о вакансиях, иногда не умея
выразить словами, то к чему стремится душа работодателя. Впрочем, если
для продавца-консультанта этого и достаточно, то менеджеру более
высокого класса гораздо важнее умение заводить и поддерживать полезные
знакомства.
Новая старая компетенция
Нетворкинг (установление деловых
контактов) отличается от общительности — своей целенаправленной
активностью. Просто общительному человеку может быть абсолютно все
равно, с кем завести беседу — с бабушкой в метро, с соседом по барной
стойке или курьером из офиса напротив.
Но эти контакты теряются так же легко, как и приобретаются. В свою
очередь нетворкер — это человек, который никогда «не теряет друзей». За
последнее время понимание этого понятия расширилось и стало включать в
себя нечто большее, чем просто поиск работы с помощью друзей и знакомых.
Так, к примеру, всего пару десятков лет назад только нетворкер мог
быть абсолютно успешен и доволен собой. Знакомство с директором
гастронома гарантировало наличие сухой колбасы на праздничном столе,
знакомство с автослесарем или сантехником — возможность быстро
избавиться от проблем. Сейчас нетворкинг — это последний писк моды в
кадровой индустрии. Таких сотрудников ценят и ждут, небезосновательно
считая, что их умение формировать и организовывать социальные сети в
наш информационно-сетевой век особенно важно.
Есть мнение, что эта компетенция позволяет сотруднику, благодаря
своей широкой сети контактов, для решения любой задачи быстро находить
и привлекать людей, способных работать оптимально. Такие временные
мобильные группы — очень работоспособны и самомотивированы. И что
бизнес-система, выстроенная таким образом, в отличие от традиционной
иерархической, гораздо более гибкая и адаптивная. Такая работа — дело
не самого отдаленного будущего.
Впрочем, чтобы успешно искать и находить этих «людей будущего», нужны как минимум критерии оценки данного качества.
Кто же он?
Основные психологические свойства такого человека низкая тревожность
и высокая поисковая активность. Нетворкер не обязательно должен быть
экстравертом, иногда молчаливые люди способны достигать впечатляющих
успехов в этом виде деятельности.
Человек, обладающий этим даром, убежден, что чем больше людей он
знает и находится с ними в хороших отношениях, тем легче ему достичь
успеха. Важно преодолеть привычную лень, и, набрав телефонный номер,
позвонить знакомому, чтобы поздравить его с днем рождения. Нетворкинг —
это компетенция, которую можно развивать. Она имеет огромное значение
для бизнеса, ведь в большинстве своем люди предпочитают делать покупки
или заказывать услуги у тех, кого они знают. В таком случае
традиционный маркетинг подкрепляется сетевым, но не имеет его
недостатков, что вдвойне эффективно.
Однако развитие этого сегмента отечественного тренингового рынка —
дело будущего. На сегодняшний день отечественный рынок тренинговых
услуг не предлагает подобных программ. Некоторые элементы развития
данной компетенции представлены в тренингах по развитию деловой
коммуникации. Но в подобных программах они включены в более широкий
контекст. В то же время коучеры охотно предоставляют своим клиентам
консультации относительно того, как развить у себя этот навык.
Основной совет, который можно от них услышать: организовывайте свои
контакты с людьми и систематизируйте полученную информацию. Большинство
полезных знакомств утрачивается вследствие хаотичного, бессистемного
подхода к выстраиванию своей социальной сети.
Широкие возможности для организации собственной сети контактов
предоставляет и интернет. В случае совпадения жизненных и прочих
позиций виртуальное общение легко перерастает в реальное. Главное в
деле нетворкинга — не столько уметь находить, сколько уметь не терять
контакты.
10 признаков хорошего нетворкера
-
Он всегда утвердительно отвечает на вопрос: «Не знаете ли Вы кого-нибудь, кто бы мог…».
-
В его записной книжке, телефоне и визитнице не менее 300 контактов.
-
Он никогда не забывает поздравлять с днем рождения и праздниками коллег, друзей и просто знакомых.
-
Он дружелюбен, внимателен и в любой ситуации может найти нужные слова.
-
Обычно он придерживается принципа «с конкурентами нужно дружить».
-
К соперничеству как к явлению он относится презрительно — у него есть другие, более эффективные способы решения проблем.
-
Он всегда ведет себя так, как ожидают окружающие.
-
Он никогда не избегает ситуаций, где можно познакомиться с большим количеством людей — будь то свадьба или похороны.
-
Он любопытен и любознателен.
-
Он обладает высоким эмоциональным интеллектом, а его
показной конформизм отражает умение легко приспосабливаться к
социальным ситуациям.
Наталья Науменко
По материалам «Власть денег»