Людям, работающим попроектно, чаще других приходится сталкиваться с
необходимостью оформления договоров. И чаще других в связи с этим они
рискуют быть обманутыми работодателем.
Иногда, впрочем, проблемы могут возникнуть вовсе не по вине
заказчика, а из-за отсутствия опыта заключения сделок у работника: ведь
избавить себя от лишней головной боли можно еще на стадии обсуждения
деталей проекта и подписания всех главных бумаг, регулирующих процесс
работы.
А ведь существует всего 10 правил, соблюдая которые, можно на 100% защитить себя и свой труд.
1. Узнать работодателя!
Еще на стадии предварительного обсуждения заказа стоит записать себе
все данные работодателя, будь то частное лицо или юридическое, и
постараться проверить его репутацию.
О работодателе (если речь идет о компании) многое может сказать его
сайт: поищите раздел «партнеры» или «проекты», почитайте отзывы на
форуме. Обязательно запишите имена руководителей, если переговоры
ведете с менеджером.
О частных лицах можно узнать в профессиональной среде: на сайтах,
посвященных сфере вашей деятельности, наверняка можно будет найти
упоминания о вашем потенциальном работодателе. Малейшие сомнения,
высказанные в его адрес другими людьми, стоит принять к сведению.
Впрочем, самым важным аргументом в пользу вашего заказчика должно стать его самостоятельное желание работать с вами по договору.
Если вам предлагают устную сделку или ссылаются на какие-либо
причины, препятствующие юридическому оформлению ваших взаимоотношений,
не доверяйте предложению, каким бы соблазнительным оно ни казалось.
2. Оценить ответственность
Если дело дошло до договора, обязательно обратите внимание на то,
как в нем прописаны различные пени и штрафы за просрочку работ.
Надо четко знать, кто и какую ответственность несет. Если вас не устраивает какое-либо условие — предлагайте свой вариант.
Не бойтесь спорить с работодателем — аккуратность и внимательность в
заключении сделки никогда не повредит, если вы имеете дело с
профессионалами. Напротив, в большинстве случаев таким отношением вы
поднимете в глазах заказчика свой авторитет.
3. Предусмотреть потери
Если в договоре не прописаны пени с работодателя, предложите ему
внести этот пункт. Например, пеня может быть за просрочку оплаты — 0,1%
от общей суммы за каждый день просрочки.
Это поможет вам избежать (если по каким-либо причинам оплата работы
будет произведена с большой задержкой — от месяца и более) потери денег
на разнице в курсе валют.
4. Ознакомиться со сроками
Обратите внимание на то, как в договоре прописаны сроки выполнения
работ. Обязательно должно быть примечание о том, что это срок без учета
времени, необходимого заказчику на приемку работ.
Иначе вы рискуете столкнуться с ситуацией, когда заказчик 2 недели
будет принимать вашу работу, присылать свои комментарии и правки, а
после их внесения вдруг сообщит, что сдача проекта просрочена на неделю
и будет оплачена не в полной мере.
5. Взять предоплату
Всегда берите предоплату, хотя бы 20–30%, чтобы иметь финансовые
гарантии. Если работодатель не соглашается на предоплату, предложите
ему воспользоваться сервисом гарантии оплаты. Такой есть на некоторых
сайтах.
При заключении такой сделки необходимая сумма резервируется и
выплачивается только по окончании сделки, т. е. работодатель не может
просто взять и забрать деньги себе, исполнитель всегда подтверждает
окончание сделки.
6. Не забыть о налогах
Обязательно обращайте внимание на то, что в договоре сказано про
налоги: кто несет эти издержки — вы или работодатель. Иначе может
получиться, что вы договорились на оплату в 1000 рублей, а получите
только 750 за вычетом 25% налогов — НДС и ЕСН.
7. Установить сроки «по умолчанию»
Постарайтесь внести в договор пункт, по которому работа будет
считаться принятой, если в течение 5 дней после отправки результатов
работы вы не получили от заказчика мотивированного отказа.
Мотивированный отказ — описание всех правок, сравнение результатов с ТЗ.
8. Определить правообладателя
Обратите внимание на наличие пункта о передаче авторских и/или
смежных прав. Важно точно понимать, кому и какие именно права будут
принадлежать после выполнения условий договора.
9. Составить ТЗ
Обязательно составляйте техническое задание к проекту, а в договоре
прописывайте его как неотъемлемую часть договора. Само ТЗ описывайте
как можно более подробно: это поможет правильно и быстро выполнить
работу, а также иметь основания для разбора ситуации в случае
возникновения проблем.
10. Хранить документацию!
Храните бумажные подписанные версии всех документов в течение 3-х
лет, это поможет избежать возможных неприятностей при подаче налоговых
деклараций.
Если вы будете четко следить за перечисленными выше пунктами,
договор даст вам все необходимые гарантии для успешной работы. Помните:
договор — единственная возможность отстоять свои права в случае
возникновения споров и разногласий в работе.
Это единственное свидетельство вашей сделки и единственное основание для обращения в суд.
Если вы планируете работать как фрилансер в дальнейшем, составьте
собственную форму договора с учетом всех интересующих условий труда. В
большинстве случаев, если работодатель в принципе готов на заключение
сделки, он будет готов работать и по вашей форме.
Удачной работы и хороших заказчиков!
Татьяна Крылова
По материалам «Passion.ru»