Каталог статей
Алгоритм создания эффективного события
Каковы
основы технологии организации эффективных событий? Подготовка и
проведение события всегда проходит с соблюдением следующих условий:
- наличие идеи и сценария мероприятия;
- освещение мероприятия в прессе;
- прямая рекламная поддержка в СМИ и средствами наружной рекламы.
Событие — это всегда продолжение бренда, выражение его отношений с
целевыми аудиториями в деятельной форме. По этой причине особенно важно,
чтобы событие и бренд были согласованы между собой. Должны совпадать их
ценности (основное сообщение события), уникальное торговое предложение,
уникальное эмоциональное предложение (ощущения участников после
события, реализация их потребностей), стилистика и визуальный облик
(музыка, зрелище), способ взаимодействия с аудиторией (форма события и
виды активности его участников).
Одним из первых шагов в организации специального события является определение
его темы и названия. Название события должно звучать заманчиво
и мотивировать потенциальных участников. Для того чтобы событие было
эффективным, прежде всего необходим определиться с тем, кому оно будет
адресовано, поэтому важна мотивация аудитории в организуемом событии:
- Группа первичных мотивов включает рациональные мотивы (возобновление
контактов, получение информации, обмен опытом). Воздействовать на такие
мотивы следует при организации семинаров, тренингов, конференций.
- Вторичные мотивы связаны со значительным влиянием эмоций. К ним
относятся поддержание статуса, демонстрация социальной ответственности.
Перечислим этапы создания специального события:
- зарождение идеи;
- оформление идеи и определение события, подготовка проекта;
- принятие решения о проведении, назначение руководителей проекта;
- планирование;
- принятие решения о подготовке, определение сметы, публичное
заявление;
- окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия,
рассылка приглашений;
- наступление события, обустройство места проведения, монтаж
оборудования;
- старт (официальное открытие);
- прохождение специального события от открытия до закрытия;
- окончание события, официальное закрытие;
- завершение события, демонтаж оборудования, организация отъезда;
- прекращение действий и окончание расчетов;
- обработка данных, финансовый отчет;
- завершение проекта.
Для повышения популярности события могут
использоваться следующие меры:
- акцент на ключевых элементах мероприятия (участие в событии
известных личностей, новизна, другие выгоды события);
- привлечение партнеров;
- приглашение знаменитостей;
- лотереи, конкурсы, соревнования, призы (создание азартного
настроения).
В дальнейшем изложении мы руководствуемся идеями и опытом применения
технологии подготовки и проведения специальных событий. Данный подход
разрабатывался нами в течение 14 лет и зарекомендовал себя как наиболее
оптимальный при решении задач, запланированных и внезапных, возникающих
во время проведения специальных событий, прежде всего таких комплексных,
как праздники.
Праздничная программа как средство коммуникации окажется эффективной,
если учесть ряд требований:
- знание участников праздника, их нужд;
- знание социальных сил — государственных и муниципальных органов,
движений, спонсоров, меценатов, заинтересованных в обеспечении услуг
потребителям;
- знание мотиваций спонсоров, т. е. их собственных интересов,
побуждающих их оказывать соответствующую поддержку;
- конкретизация этих интересов в конкретных приоритетных направлениях.
Только выполнение этих условий делает возможным полноценное
использование праздничных программ как средства массовых коммуникаций.
Понимание требований потребителей заключается прежде всего в
осознании их личностных и групповых мотиваций по каждому выделенному
сегменту. Такая характеристика должна содержать указание на важнейшие
факторы потребительского поведения, которые могут быть объединены в
четыре основные группы:
- Факторы культуры. Определяются
этнически-национальными, нормативно-ценностными традициями; субкультурой
(молодежной, национальных меньшинств, профессиональной и т. д.);
социальным положением (статусом). Например, в преимущественно
протестантских США ценностными нормами мотивации поведения являются
личный успех, инициатива, активность и работоспособность, практичность,
комфорт, здоровье, сила, индивидуальная свобода, филантропия. В отличие
от этой мотивации, мобилизующей человека на счастливую жизнь в этом
мире, российско-советский духовный опыт определяется радикально иным
нормативно-ценностным содержанием, в котором доминируют нравственный
максимализм, справедливость, коллективизм и т. п. Заметно отличаются
мотивации и у потребителей, принадлежащих к различным субкультурам.
- Факторы социальной группы. Задаются социальными
ролями индивидов, семьей, референтными группами.
- Личностные факторы. Определяются возрастом
(физическим и личностно-психологическим, к которому человек относит себя
сам), родом занятий, экономическим положением, достатком, образом
жизни, типом личности и ее представлением о себе.
- Психологические факторы. Определяются установками,
восприятием, мышлением, темпераментом.
Главное на этом этапе — осознание реальных мотиваций потребителя.
Успех дела зависит не от способности решать хорошо структурированные
задачи с явно выраженными параметрами, а в умении учитывать и
использовать неявно выраженные выгоды.
Начиная программу, коллектив исполнителей во главе с ведущим
(ведущими) и режиссером должны четко представлять, с чего они начнут,
как продолжат и к чему придут в финале. Это классическая схема работы. В
чем же отличие интерактивных программ? В них присутствует еще один
участник — зрители. Зритель всегда хочет принять
участие в действии, и интерактивные программы проходят на порядок
эффектнее, чем экспозиционные шоу. А если у нового участника праздника,
т. е. нового социального партнера есть свои желания, их необходимо
выявить и учесть в программе прямо по ходу праздника. Так появляется
элемент импровизации или интерактивности. Лучшая импровизация — заранее
выученная композиция — так шутят музыканты. В этом есть доля шутки, и
профессиональные режиссеры всегда пытаются предвидеть возможные желания
зрителей. Следовательно, сценарий от начала к финалу в данном случае
будет являться главным вектором, а желание зрителей и их массовая
реакция — внешним воздействием на систему.
Итак, готовя программу, необходимо представлять себе, хотя бы
примерно, возможные желания:
- Желание изменить сюжет. Многим хотелось бы спасти
Ромео и Джульетту, увидеть сказку со счастливым концом. В запасе у
ведущего должны быть варианты развития сюжета.
- Желание показать себя. Исполнители должны быть
готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем.
Особенно полезно для организаторов желание зрителей поиграть и/или
посоревноваться между собой. Оно позволяет познакомиться и, возможно,
подружиться, сплачивает сотрудников корпорации, направляет энергию
«разогретых» гостей в нужное русло, создает неформальную атмосферу
праздника, создает почву для возникновения социальной и
бизнес-коммуникаций.
Организатор special event и его непосредственные исполнители должны
учитывать две стороны процесса:
- Эластичность и учет желаний всех участвующих.
- Следование цели мероприятия, баланс частей действия, моральные,
этические и эстетические нормы.
Частый случай, приводящий к необратимым ошибкам и провалам, — это
уход в сторону реализации желаний участников любой ценой. Организаторы
должны в каждый момент действия отдавать себе отчет о происходящем на
мероприятии и полностью контролировать его, не поддаваясь эйфории
праздника, нештатным ситуациям, разогретой действием или алкоголем
публике.
Например, при праздновании Дня нефтяника в городе Когалым, Тюменской
области один известный исполнитель решил быть «ближе к народу» и
использовать некоторые обороты речи, употребляемые в субкультурной среде
буровиков. В результате рабочие поняли, что он «свой» парень и все
захотели спеть с ним рядом на сцене. Наряду милиции не удалось сдержать
радостных нефтяников. Концерт был сорван, аппаратура серьезно
пострадала.
Что делать организаторам мероприятия при наличии взаимоисключающих
пожеланий? Например, организация презентации виски и детского утренника.
При невозможности разбивки по времени: утренник — утром, а презентация —
вечером, необходимо разделить места проведения территориально. В связи с
этим предпочтительнее помещения со сложной планировкой или проведение
мероприятия за городом на природе. Например, при проведении open-air
используется до 50 танцполов с различной музыкой. Разнесение
территориально локальных мероприятий создает оптимальную эффективность
при фактическом отсутствии отрицательных инцидентов. По этому же
принципу разносятся локальные места отдыха на корпоративных вечеринках,
презентациях, юбилеях и т. п.
Важный момент для организатора такой программы — оценка эффективности
при территориальной разбивке. Все максимально просто: зрители при
наличии альтернативы «голосуют ногами», уходя с неинтересных мест и
задерживаясь в удачных.
Еще один вариант оценки эффективности программы. Оценивались сюжетный
ход и игра актеров «Потешного шоу-театра». Эксперимент проводился в
г. Череповце в ДК «Металлург» на новогодних праздниках. Детям, пришедшим
на «елочки», выдавались детские дудочки (каждому!) и запускали в
зрительный зал. Очевидно, что ребенок в 5–8 лет, без родителей, в
темноте с единственной игрушкой в руках загудит в нее при условии, что
он не будет увлечен чем-то более захватывающим, например детской сказкой
и игрой труппы. Был риск срыва представления, но на протяжении
40 представлений не было ни одного несанкционированного звука.
Можно сформулировать общие методические рекомендации
по организации специальных событий по интерактивной технологии:
- Прежде чем начинать любой проект, организатор или группа
организаторов должны знать, что применение интерактивной технологии
предусматривает наличие двух и более сторонпроцесса с (возможно)
различными конечными целями. Задача организатора — заставить героев
басни Крылова тащить воз в нужную ему (организатору) сторону с
максимально возможным учетом интересов всех других соорганизаторов.
Команде, работающей по интерактивной технологии, нужно отдавать себе
отчет в том, что другие участник и праздника могут ничего о такой
технологии не знать или знать, но не пользоваться.
- Следует знать все интересы всех участников не хуже их самих. Иной
раз участник сам не ведает, чего хочет, а в процессе подготовки и
проведения праздника принимает участие, потому что:
- модно, современно;
- все это делают — почему бы и нет;
- его обязывают должностные инструкции;
- видит в этом рекламный ход и т. д.
- Организатору иногда приходится вместе с участником разбираться в его
мотивации и пожеланиях, причем инициатива должна исходить от
организатора. В противном случае общение может превратиться в
бесконечный перебор вариантов уже проведенных мероприятий с анализом их
«плюсов» и «минусов». Организатор должен знать ответ на вопрос: «Какая
основная цель мероприятия?» Она может быть неявной и скрываться за
атмосферой праздника. Особенно желательна маскировка при использовании
праздника для прямых маркетинговых ходов. Участникам не понравится
схема, в которой за раздачей призов и подарков и хорошим настроением
следом пойдет явное подталкивание к приобретению товара или услуги.
- Если использовать special event с целью возникновения и укрепления
доверия и партнерства, то праздник необходимо рассматривать как
определенную веху в этом процессе. По окончании празднования партнерство
не заканчивается, далее может и должно развиваться бизнес-партнерство,
социальное партнерство для решения любых задач, и в определенный момент
настанет очередь и новых праздников.
Отдельно хотелось бы отметить технологические приемы работы с
чиновниками, которые упростят процесс общения и сэкономят
время и нервы организаторов:
- Решаемый (разрешаемый) вопрос должен находиться в компетенции
чиновника, входить в сферу его деятельности и ответственности. Таким
образом, реализуя проект, вы должны брать часть его работы на себя.
- Чиновник должен быть заинтересован в осуществлении проекта
(минимально— благодарность, произнесенная конферансье во время
проведения мероприятия). Также необходимы гарантии отсутствия ЧП на
празднике, вследствие которого у чиновника могут быть проблемы.
- Чиновника нельзя просить составлять те или другие документы. Приходя
к нему, все проекты и договора должны быть у вас в необходимом объеме и
количестве экземпляров плюс запасной.
- По окончании работы у вас должен быть полный отчет о работе, которым
чиновник должен отчитаться перед вышестоящим начальством.
- Нельзя подвергать чиновника риску принятия неоднозначных решений,
все необходимые разрешения (если требуется) и согласования должны быть у
вас на руках в письменном виде.
- Не забудьте по окончании написать красивое благодарственное письмо.
Первым этапом в процессе подготовки будет создание информационного
центра, в который будет стекаться вся первичная информация.
Информационный центром может быть и один человек с блокнотом, но скорее
всего это отдел с соответствующим оборудованием, телекоммуникациями,
базами данных, квалифицированными специалистами. Данный этап — фундамент
для успешного функционирования интерактивной технологии.
В задачу информационного центра входит сбор и хранение информации обо
всем, что касается проекта: сценарии, фотографии, базы партнеров и
подрядчиков, рас писания движения транспорта, бытовые и рабочие
райдер-листы исполнителей, графики реализации проектов, библиотеки
фонограмм, профессиональной отраслевой и юридической литературы. Также у
организатора в оперативном доступе должны быть обычные средства
телекоммуникации: Интернет, телефон, факс. Чем больше полезной
информации у менеджера, ведущего предварительные переговоры, тем
эффективнее они пройдут.
Рассматривая этапы организации массового праздника, отметим, что если
на каком-либо из них не удается решить возникшие вопросы, возвращаемся
на предыдущий уровень. Задача данной схемы работы — прийти к
сбалансированной программе в финале работы — совпадает с задачей
интерактивной технологии:
- Определение задачи, партнеров-заказчиков, обмен информацией.
- Разработка основной идеи, формата мероприятия, согласование
постановочной части, координирование с партнерами-заказчиками. Возможная
корректировка.
- Разработка вариантов сценарной заявки, создание эскизов декораций
или интерьерной инсталляции, костюмов, формирование светового и
звукового райдера, предварительные переговоры с
исполнителями-«звездами». Формирование бюджета. Согласование.
Утверждение сметы.
- Работа над сценарием, производство фонограмм, выбор площадки (места
проведения), утверждение техзадания, проведение переговоров и заключение
договоров на обеспечениезвуком, светом, спецэффектами, пиротехникой,
видеотрансляцией. Отбор актеров и аниматоров. Согласование, контакты с
местной администрацией, УГПС, МВД, скорой помощью, энергетиками,
транспортной службой. Выбор компании, оказывающей услуги кейтеринга и
клининга, выполнение бытового райдера. Работа с о СМИ. Если мероприятие
на открытом воздухе, то работа с метеорологами, установление палаток и
навесов на случай осадков.
- Пошив костюмов, репетиции с актерами и аниматорами, постановка
света, звука, спецэффектов, монтаж декораций и оформления. Согласование
работы служб обеспечения с помощником режиссера и заведующим
постановочной частью. Основные согласования совершены, детально
разработана основная концепция и возможные варианты проведения
праздника. «Точка возврата» пройдена.
- Непосредственно special event.
- Работа с аудиторией и СМИ после event.
Григорий Tyльчинcкий По материалам «Elitarium»
|
Категория: Управление проектами | Добавил: Reo (08.05.2010)
|
Просмотров: 1458
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|