В то же время, исследование показало: доказать начальнику, что его
подчиненный достоин лучшего, — задача не из легких. Для подчиненного. Мы
выбрали семь эффективных способов, при помощи которых можно мастерски
провалить эту задачу.
1. Неподготовленность
Среднестатический начальник очень любопытен. Особенно когда к нему
приходит подчиненный с просьбой повысить зарплату. Поэтому лучший
помощник в неполучении желаемого — не готовиться к серьезной беседе.
Вообще. В первую очередь — не спрашивать у коллег и непосредственного
начальства (если такое имеется) мнения о своих успехах и, особенно,
промахах. Относительно последних, кстати, шеф обычно и так в курсе. На
наводящий вопрос «И сколько вы хотите?» отвечать нужно многозначительно:
«Ну-у, больше, чем сейчас». Начальник ведь умный, пусть сам думает.
Кроме того, крайне важно не иметь среди коллектива своих сторонников —
коллеги в принципе всегда рады, когда кому-то поднимают зарплату
неизвестно за что.
2. Не вовремя
Начальник очень любит решать все проблемы сразу. И будет в восторге,
если его поймают в коридоре между поездками, да еще и в скверном
настроении ради того, чтобы попросить прибавку к жалованию. Желательно,
чтобы здание в это время штурмовали кредиторы с «Беркутом» — некоторые
таланты умудряются улучать именно такой момент. В то же время, абсолютно
непростительно приставать к руководителю, когда он отдохнул, пребывает в
хорошем настроении, а на счетах фирмы водятся деньги. Тогда есть риск,
что зарплату все-таки повысят. А этого как раз допустить никак нельзя.
3. Завышенные запросы
Этим способом в совершенстве владеют молодые специалисты,
проработавшие в компании три месяца (включая два испытательных) или даже
полгода. Впрочем, старшие товарищи тоже периодически себя проявляют.
Главный принцип — просить больше, больше, еще больше. Обещая выгоды
когда-нибудь в будущем. И увеличивать желаемый оклад, например, сразу в
два раза. Задача — доказать начальнику, что он нанял на работу гения,
который просто себя пока не проявил. В ряде случаев руководство так
вдохновляется, что не только отказывает в повышении зарплаты (из
жадности, само собой), но и начинает тихонько искать замену
непризнанному таланту. Дабы амбициозное дарование не тормозило свое
развитие на такой неблагодарной должности.
4. Просительный тон
Просить жалостливо и поменьше, преданно заглядывая в глаза и
неуверенно ковыряя стол — еще один верный способ так и не дождаться
желаемого. «Главного» надо бояться, а значит — всегда быть готовым к
тому, чтобы отказаться от собственных притязаний. И чем незначительнее
будут последние, тем лучше. Начальники таких просителей очень любят:
можно смело указать на выход и не морочить себе голову, в то время как
проситель будет и дальше тянуть производственную лямку. Идеальный
работник! Впрочем, даже в случае положительного решения работодатели
всегда готовы идти навстречу заниженным требованиям неуверенных
сотрудников. Особенно четко это можно проследить в IT-компаниях, где два
человека с абсолютно одинаковым опытом и обязанностями могут получать
кардинально разные зарплаты. Просто потому, что кто-то попросил больше, а
кто-то просто постеснялся.
5. Давление на жалость
Решать личные проблемы подчиненных — хобби любого уважающего себя
шефа. Поэтому просьба повысить вознаграждение по причине неожиданной
свадьбы, рождения ребенка и других насущных для просителя проблем
вызывает у начальства просто непреодолимое желание помочь. Которое
обычно формулируется в вопрос «А компания-то тут причем?». С
соответствующим результатом. Впрочем, единоразово подбросить деньжат и
правда могут — например, в виде премии. Однако надеяться, что так будет
всегда, не стоит. Сюда же следует отнести и «удорожание жизни» как
причину для повышения зарплаты. Тяжело всем, уверен начальник. И хочет
знать, почему кому-то должно стать легче.
6. Выполнение своих обязанностей
Старательное выполнение обязанностей — это, конечно, плюс. Но не
достижение, а то, ради чего работника и держат. За подобные успехи
начальник горячо пожмет руку, но давать прибавку к жалованию спешить не
будет. Особенно, если в компании работает несколько человек на той же
должности с тем же окладом. То же касается и упоминания о зарплате
коллег в среднем по отрасли: как дополнительный довод оно может
сработать, но как главный — вряд ли. Потому что тут действует вполне
резонный принцип «раз где-то лучше, но кого-то там нет, значит, этот
«кто-то» там не нужен». В крайнем случае, проще немного повысить оклад
нерешительному работнику, неспособному легко уйти на более «рыбное»
место, чем удовлетворять его запросы по полной.
7. Шантаж
Угрозы хлопнуть дверью за отказ поднять жалование — один из самых
эффективных способов остаться вообще ни с чем. Особенно если работник —
обычный клерк, а не главбух или другой специалист, уход которого может
заблокировать работу предприятия. Потому что начальники по своей натуре
довольно пугливы. И по окончании «приятного» разговора как минимум
задумаются над заменой такого «ценного» кадра на кого-нибудь более
предсказуемого. А главное, со временем найдут подходящую кандидатуру — и
хлопать дверью придется уже по-настоящему. Со всеми вытекающими для
репутации.
Впрочем, у тех, кто все-таки не собирается бороться с повышением
собственного оклада, есть все шансы повысить свое благосостояние. Тем
более, что ситуация сейчас складывается благоприятная. Почти 70%
руководителей в вопросах повышения зарплат идет навстречу работникам.
Кризис проходит, тенденции на рынке меняются, работодатели стремятся
сохранить свои ценные кадры, и поэтому вынуждены повышать зарплаты. Но
действовать нужно грамотно: подготовиться, переговорить с
непосредственным руководством, попросить его об оценке своей работы и
точно выяснить, на какие именно результаты работы стоит обратить
внимание начальника. А заодно узнать уровень зарплат по отрасли и
сложить себе точную цену. Кроме того, важно показать свою лояльность
компании и стремление к дальнейшему развитию — чтобы шеф видел, что
вкладывает деньги не зря.
Олекса Шкатов По материалам «Комментарии»
|