Итак, давайте начнем наш разговор об особенностях данного процесса. Как вы считаете, в чем специфика внутренних переговоров?
Вера: Основная особенность в том, что
переговорщики находятся в одном коллективе, на одной работе, им никуда
не деться друг от друга. После переговоров они не могут разойтись в
разные места, как, например, участники дипломатических переговоров.
Кроме того, у переговорщиков внутри организации есть предыстория
отношений, и от нее сложно отстраниться. Да и на самих переговорах
бывают драматические события — конфликты, столкновения. Со всем этим
нужно жить, работать и сосуществовать дальше, иногда в одной комнате за
соседними столами.
Игорь: Выходит так, что внутренние
переговоры — это часть долговременных рабочих взаимоотношений, верхушка
айсберга. На них влияет все то, что накопилось за долгое время рабочих
взаимодействий между сотрудниками и подразделениями, сложившиеся
стереотипы восприятия, накопленные обиды…
Вера: Например, «эти из маркетинга — бездельники, а мы, продажи, их кормим».
Игорь: Или, скажем, «эйчары тратят наши
деньги, нахлебники». Данные стереотипы накладывают определенный
отпечаток на внутренние переговоры. Во время их проведения все обиды
могут припомниться, но они будут замаскированы под что-то другое. Во
внутренних переговорах всегда есть множество дополнительных смыслов.
Если во внешних переговорах все-таки превалирует рациональность, то во
внутренних — не факт… Потому что, как заметила Вера, всегда есть
предыстория взаимоотношений, эмоционального напряжения, тревог и т. д.
Все это чувствуется, но, как правило, прячется, из-за чего внутренние
переговоры осуществляются гораздо сложнее. Выяснить, о чем действительно
идет речь, и договорится, иногда бывает очень сложно.
«УП»: Фундаментом возникновения
«дополнительных смыслов» является, как правило, конфликт, явный или
скрытый. Какие конфликты существуют внутри организации? Какие
подразделения могут «не дружить»?
Вера: Центр и регионы, продажи и производство, офис и гараж и тому подобное.
Игорь: Конфликт заложен в том, что у
сотрудников смежные цели, за которые они отвечают. Если брать в пример
маркетинг и продажи, то, естественно, оба подразделения влияют на объем
продаж, но каждый из них делает СВОЕ дело. Выяснить, какой вклад вносит
каждая структура, бывает проблематично. Из-за этого начинаются претензии
друг к другу. Как правило, здесь все происходит на стыке интересов.
Аналогично претензии могут быть у сотрудников из отдела продаж к
подразделению по персоналу. Например, у руководителя амбициозные цели:
«За этот год надо оторвать от конкурентов на Х % доли рынка». Но это
может быть слишком сложно. В итоге «продажники» предъявляют претензии
сотрудникам отдела персонала: «Вы не тех нанимаете и не так учите, чтобы
мы могли достичь поставленных перед нами целей». За такими конфликтами
кроются взаимные опасения, стремление уменьшить свою собственную
ответственность за те цели, которые на тебя возложили, и объяснить,
почему вы их не достигли.
«УП»: Можно ли избежать конфликта? Если да, то существуют ли какие-либо определенные методы или решения для данного процесса?
Игорь: Их нельзя избежать. Во
внутренних переговорах каждая из сторон, стремясь делать свою работу как
можно лучше, обязательно вступает в конфликт с другой стороной. Ведь
важно, чтобы закупщики приобретали то, на чем можно хорошо заработать,
хотя это часто сложнее продавать. И сотрудники из отдела продаж
предпочли бы продавать то, что продавать легче, а не то, что закупать
выгоднее. В данной ситуации конфликт заложен изначально. Повторюсь, его
нельзя избежать. Нужно искать конструктивные формы разрешения,
позволяющие находить наилучшие решения, балансирующие долговременные и
краткосрочные интересы, интересы потребителей и поставщиков. Самая
известная и стандартная из таких ситуаций: сотрудники не могут
договориться на своем уровне и идут наверх к начальнику. Начальник
выступает в роли судьи, пытающегося балансировать интересы. В этом
случае голова болит только у него.
Иной вариант: разрабатывается механизм, скажем,
регулярных совещаний, во время которых вырабатываются политики закупок,
ассортиментная и ценовая политика или достигаются конкретные
договоренности, отражающие «наилучшие решения» в текущей рыночной
ситуации. Да, возможно, там будут возмущения и споры, но зато на выходе
получится приемлемая для всех договоренность.
«УП»: Вы привели пример «руководителя-судьи», а что насчет «руководителя-коуча»?
Игорь: Руководитель-коуч — это одна из
ролей руководителя. Он коуч тогда, когда необходимо помогать своим
сотрудникам достигать поставленных целей, развиваться, поддерживать,
снимать какие-либо барьеры. У руководителя, помимо работы с
сотрудниками, есть и другие заботы. Он должен обеспечить достижение
целей, поставленных перед подразделением, и иногда должен действовать
директивно, принимая на себя риски, связанные с принятием сложных
решений.
Вера: Коучинг наиболее востребован в
работе с командой. У руководителя-коуча есть функции, которые относятся
не столько к самой деятельности и к результатам, сколько к
взаимоотношениям в коллективе. Руководитель-коуч особенно продуктивен в
работе с мотивацией, развитием персонала и регулирует отношения между
подразделениями таким образом, чтобы сотрудники потом самостоятельно
могли справиться с конфликтами.
«УП»: Охарактеризуйте, пожалуйста, руководителя-коуча более подробно. Какие у него положительные черты?
Вера: У руководителя-коуча сплошь
положительные черты. Но быть коучем хлопотно, непривычно и не всегда к
этому душа лежит. Например, когда сотрудники не выполнили задание,
руководитель-коуч задает вопрос: «Результата нет. Что мы с этим будем
делать дальше? Ваши варианты?» Но задать такой вопрос бывает непросто,
поскольку руководитель раздражен и зол, и понимает все неприятные
последствия невыполнения задания. Хочется сначала дать жесткую оценку,
выразить себя эмоционально. Вообще, «учинить разнос» намного проще. Еще
один момент: руководитель-коуч не только спрашивает, но и дожидается
ответа. Это не всегда удается, у руководителя ресурс терпения 3 секунды:
если сотрудник «тормозит», то руководитель сам начинает отвечать. Но
это не коучинг — это иллюзия и подмена. Если спросил — получи ответ.
Во-первых, это снимет напряжение; во-вторых, посредством этого можно
найти какие-либо решения.
Переход к коучингу у руководителей происходит тогда,
когда они достигают зрелой и профессиональной позиции и
ориентированности на результат. Например: «Я, как человек, злюсь на
этого сотрудника, но к работе это не имеет никакого отношения. В работе
имеет значение лишь то, чтобы люди как можно быстро выбрались из тупика и
находили эффективное решение».
Представление о том, что руководитель-коуч — мягкотелый
человек, ведущий душевные разговоры с сотрудниками о будущем, о
возможностях, ошибочно. Это жесткий подход, нацеленный на скорейшее
достижение результатов. А скорейшее достижение результатов предполагает,
что выражение негативных эмоций руководителя занимает минимум времени.
Руководитель может сказать: «Я огорчен и зол. И тем не менее, что мы
будем делать дальше? Ваши варианты?», а не устраивать разнос-шоу на
полтора часа.
Не стану спорить, что выплеск негативных эмоций
руководителя стимулирует сотрудников — все сразу начинают работать
энергичнее, и этого хватает на две недели, максимум на месяц. Но если
это становится системой, то разнос превращается в привычное явление:
гнев руководителя пережидают, как грозу, а дальше работают также
малоэффективно. Коучинг же возвращает инициативу сотруднику: если
сотрудники создали эту проблему, то и они ее разрешают.
Игорь: Приведу такой пример: директор
не может «вдохновиться» на достижение целей. Перед ним владелец компании
ставит «красивые задачи», дает ресурсы, готов всех выслушать, но
директор, в свою очередь, говорит: «Все это выглядит как-то странно,
никто так не делает». У владельцев всегда есть некая стратегия, которую
они пытаются продать. И сотрудники могут заинтересоваться тем, что,
возможно, будут реализованы неординарные идеи. Но директор все равно
сомневается и откладывает решение. Почему? Он не верит в цели, в которые
верит владелец. В данной ситуации с помощью коучинга найти компромисс
между владельцем и директором будет проблематично. Во-первых, если
директор возьмет на себя эти цели — значит примет определенные
обязательства, а от этого зависит зарплата. Директор думает, что если он
согласится выполнять рискованные задачи, которые хочет видеть владелец,
то бонуса никогда не увидит.
Владелец с помощью коучинговых методик старается сделать
так, чтобы директор реализовал данные задачи. Владелец уже думает
уволить данного директора, но в итоге решение приходит само собой. Самое
лучшее, что можно сделать в данной ситуации, это разделить задачи на
более мелкие подзадачи. У владельца остается полная картина
бизнес-модели, с которой он может жить, а сотрудники и директор берут
определенную часть этой мозаики, чтобы собрать все в единую картину,
иными словами, они достигают промежуточных целей данной бизнес-модели.
Конечно, какие-то вещи придется заставлять делать: если уж «не веришь в
одно, так поверь хотя бы в другое». Владелец заставит директора начать
делать это, и директор потом самостоятельно поверит в то, что он делает.
«УП»: Получается, здесь главное — поверить?
Игорь: Да. Коучинг начинается с того,
что коучируемый доверяет, во-первых, коучу; а во-вторых, у подчиненного
есть свои цели. Когда дело касается организации, первая проблема, с
которой обычно сталкиваются, это то, что цели руководителя могут в
принципе не совпадать с целями подчиненного. Их цели почти всегда
вступают в противоречие. С этого и начинаются проблемы.
«УП»: Хорошо. Давайте снова
перейдем к нашей теме. Рассмотрим такую часть внутренних переговоров,
как внутренние переговоры во время обновления управленческой команды. В
чем их особенность?
Вера: Новое и прежнее — это всегда
непросто. Обычно люди, работающие в команде и следующие своим писаным и
неписаным правилам, сосуществуют год, два или больше. Но потом меняются
интересы и задачи компании, интересы и задачи членов команды — и люди
уходят. Их место занимают новые сотрудники — из других культур с другими
корпоративных правилами и ценностями. Например, приходит менеджер,
который мыслит категориями «возможностей»: на прежней работе он привык
всегда искать и реализовывать возможности. Он пытается увлечь всех своих
коллег и сотрудников именно принципом возможностей. Сотрудники же и
другая часть команды мыслят скорее ограничениями («как бы не
ошибиться»). Это два разных подхода.
Когда из иной корпоративной культуры вливается один
человек, прежняя команда немножечко «пообтешет» его и он станет почти
таким же, как все. Но когда обновляется большая часть команды, скажем 50
%, тогда возникает очевидное столкновение. Люди не успевают даже
заметить, как быстро формируются понятия «они» и «мы». «Мы» — это те,
кто стоял у истоков, кто все создал; «они» — это те, кто привносят свои
непонятные правила, не имеющие к нам никакого отношения.
Ситуация осложняется тем, что процесс интеграции команды
следует проводить быстро, чтобы не было простоев в работе. Поэтому все
включаются в работу, но недоговоренности или даже внутреннее
противостояние остается. Дом вроде построен, но под фундаментом у него
подземные воды.
«УП»: Что нужно делать для
минимизации конфликтов в ситуации «обновления команды»? Поможет ли
проведение каких-либо особых мероприятий? Может, и здесь пригодится опыт
руководителя-коуча?
Вера: Действовать нужно обязательно:
само собой все это не рассосется. В таких ситуациях обычно помогают
переговоры. Чтобы переговоры проходили эффективно, необходимы несколько
условий. Во-первых, важно понять, что данное противостояние однозначно
есть. Во-вторых, переговоры следует сделать управляемыми, чтобы
руководитель и сами участники переговоров понимали, что они не только
договариваются «про дела» (что и сколько нужно закупать, например), но
еще и договариваются о том, как будут дальше жить. Безусловно, хорошо,
если на таких переговорах присутствует специально обученный модератор.
Но если его нет, то этим может заняться «душа команды» или
руководитель-коуч.
Что может сделать руководитель-коуч на переговорах? Он
мониторит развитие переговорного процесса, улавливает предконфликтные
ситуации, осуществляет управляемый выход эмоций, чтобы не дать людям
«взорваться».
Руководитель-коуч выполняет функцию посредника и
старается не доводить все до открытого противостояния. И стоит также
отметить, что внутренние переговоры проводятся на реальном рабочем
материале, а не «полетах на Луну» или перетягивании каната.
Игорь: Есть классический пример «командообразования» — «веревочные тренинги».
Скажем, руководители и сотрудники выезжают на турбазу и
занимаются там спортивными упражнениями: проходят барьеры, лазают по
веревке. Последний барьер очень трудный — стена около 5 метров высотой.
Бухгалтера весом 120 кг все дружно заталкивают на самый верх.
Какой результат? Все были в едином порыве, и все были
вместе — «команда». Все замечательно. Но на следующее утро, приняв душ и
одевшись в цивильную одежду, сотрудники и руководители видят на лицах
друг друга неловкость. Как общаться теперь, после того что было вчера?
Отношения могут стать в данном случае более сухими, нежели были до
этого. Какая изначально стояла цель? Чтобы все друг к другу относились
«по-другому»? Или стали лучше работать? Если мы хотим, чтобы люди более
эффективно работали вместе, нужно развивать «коллективные
компетентности». А рабочие компетентности, в том числе коллективные,
следует тренировать в рамках привычного рабочего контекста.
Вера: Да, в рамках совещаний, общих
мероприятий, планерок и пр. И конечно, следует отмечать достигнутые
результаты и высказать признание сторонам, участвовавшим в этих
переговорах.
Игорь: Сказать: «Спасибо».
Вера: Вроде мелочь, но это изрядно
снижает напряжение. Иногда во время переговоров участники не замечают,
когда напряжение выходит из-под контроля, и вспыхивает открытый
конфликт. Поэтому следует использовать приемы, которые снижают
напряжение: поиск общих интересов, признательность за достижение
промежуточных договоренностей, уточнение и пр.: «Спасибо, коллеги! Мы
пришли к общему мнению в этом небольшом вопросе». Данный прием хорошо
работает, и его нетрудно осуществить. Эти слова также помогают людям
удерживаться на профессиональной позиции и понимать, что за личными
отношениями стоит необходимость в достижении результатов. Казалось бы, к
простой формуле «Ничего личного, только бизнес» — очень непросто
прийти.
«УП»: Вначале Вы сказали о
внешних переговорах, что в них превалирует «рациональность». Хотелось бы
узнать более подробно о различиях внутренних и внешних переговоров по
этому параметру.
Игорь: Приведу в пример сценку из
внутренних переговоров для сравнения. Представьте себе картину:
генеральный директор, зам. генерального директора проводят совещания с
одним из подразделений. Подразделение предварительно попросили
подготовить регламент по работе с клиентами, чтобы сделать ее более
эффективной. Генеральный директор заинтересован в результате и говорит,
что это надо делать, потому что… Но через 10 минут обстановка
складывается таким образом, что директору приходится уговаривать
сотрудников, убеждать в том, что это очень нужно. Сотрудники начинают
отвечать генеральному директору: «Да, мы тоже бы этого хотели… Но вы
видите, что ничего не получается…»
Фактически они перекладывают вину на генерального
директора, вместо того чтобы отчитаться за собственный неуспех. Директор
же сказал, как и что им делать, следовательно, он и виноват. Потом к
этому подключается еще и заместитель. Ошибка в чем? Сотрудники не
выполнили задание в письменном виде. Вместо того чтобы спросить, а
почему так произошло, они митингуют и возвращаются к прошлой теме. Если
никто не вмешается, то происходит следующее: вновь ставятся сроки,
анализируются результаты, сыплются угрозы, но в следующих переговорах
будет то же самое.
Так в чем же различия? Во внешних переговорах объект
более конкретен, четко обозначен. Во внутренних же переговорах область
ответственности всегда распределяется на нескольких участников. У
руководителя может возникнуть чувство вины (что-то не дал, не сказал), и
этим чувством манипулируют сотрудники. Причем на внешних переговорах
тот же генеральный директор может быть собранным, жестким и лишнего
никогда не отдаст.
«УП»: Давайте поговорим о
коучинге, о его наиболее популярных тенденциях. Например, можно ли
коучинг считать стилем управления? Как он будет выражаться и в чем?
Вера: Коучинг используется по-разному в
разных организациях и разными руководителями. Практика показывает, что
почти каждый руководитель бывает коучем. Хоть недолго, но бывает.
Например, во время совещания руководитель около 10 % времени может
являть собой коуча: «Это мы не сделали. Давайте разберемся, как это
исправить». Несмотря на то что предварительно он уже высчитал, в какую
сумму компании обошлась эта неудача, выдыхает и начинает разбираться. Не
столько в том, «почему?», сколько в том, «как исправить?» и «что делать
дальше, чтобы это не повторилось?». Через 10–15 минут рождаются
какие-то решения, и именно у сотрудников. Но сотрудники все равно ждут
от руководителя каких-либо санкций. Мне кажется, в чистом виде ситуация,
когда руководитель-коуч инициировал некие процессы и задействовал
коучинговый стиль управления, а сотрудники взяли на себя ответственность
и пошли все это исполнять, не очень реальна в нашей действительности.
Коучинг скорее используется при поиске решений, но принятие решения и
санкции всегда осуществляются со стороны руководителя.
Игорь: Главный вопрос здесь: кто
«владелец проблемы»? Коучинг со стороны непосредственного руководителя
работает тогда, когда подчиненный действительно заинтересован в
достижении поставленных перед ним целей. Проблема достижения цели в этом
случае — проблема не руководителя, а того, кого он коучирует.
Руководитель поставил цель и требует исполнения. Если сотрудник приходит
к руководителю за советом, руководитель применяет коучинг: «Как ты
собираешься решать свою проблему? Давай вместе подумаем». С помощью
руководителя-коуча подчиненный находит решение и спешит действовать. Он
не ждет «санкций». Но если «владелец проблемы» — руководитель, а
сотрудник заинтересован главным образом в том, чтобы не получить
дополнительную нагрузку, дополнительные риски, то коучинг не получится.
Обычно коучинговый стиль управления практикуют
руководители, стремящиеся «сбалансировать» решение текущих оперативных
задач и долговременные цели развития: подразделения, команды
сотрудников, управленческого потенциала самого руководителя. Применяя
коучинг, руководители «инвестируют» в будущий потенциал своей команды, а
не только спешат «выжать все соки» из того, что уже есть.
«УП»: Коучинг довольно часто
применяется в кризисных ситуациях — например, во время организационных
изменений. Как будет проявляться коучинг в организации, стоящей на
пороге перемен?
Вера: Коучинг будет проявляться в
возможности выстраивать и обговаривать варианты будущего. Еще ничего не
произошло, ошибки еще не совершены. Но тревога и страх есть. Это связано
с высокой степенью неопределенности: «Что будет, если…» Коучинг со
стороны руководителя позволит выявить тревожные вопросы, найти варианты
ответов вместе с коллективом, получить дополнительную информацию от
сотрудников — именно на их уровне компетентности — и провести
преобразования более отчетливо.
Самое главное, руководитель-коуч поможет своим
сотрудникам найти ответ на вопрос: «Зачем?». Когда все эти разговоры
проведены и приемлемые ответы найдены, появляется определенность,
сотрудники лучше чувствуют почву под ногами. И руководитель-коуч,
стоящий на пороге этих изменений, тоже ищет ответы.
«УП»: А что во время данного процесса происходит с мотивацией?
Игорь: Мотивация в процессе изменений
очень сильно падает, потому что сотрудник задает себе много вопросов: «А
надо ли мне это?», «Что будет?» Вопросы сложные, и иногда люди
теряются. Они могут начать искать другую работу, они могут действовать
крайне неэффективно. В данной ситуации часто можно наблюдать чистый
коучинг со стороны непосредственных руководителей. Но здесь необходим
высокий уровень доверия. Коучинг позволяет сохранить дееспособность
сотрудника и стимулировать его, а это выгодно организации.
Источник: журнал "Управление персоналом"
|