Конкуренция или война?
В большинстве компаний, где результативность можно просчитать,
существует система премий или бонусов. С ее помощью руководство поощряет
того, кто выполнил наибольший объем работы. Это легко сделать, когда
речь идет о продажах или производстве: реализовал сотрудник максимальное
количество товара или перевыполнил норму изготовления продукции —
получает вознаграждение. Казалось бы, в такой ситуации в выигрыше все — и
начальник, имеющий в своем активе эффективную схему поощрений, и
работники, которые способны самостоятельно влиять на размер своего
дохода.
Однако пресловутый человеческий фактор нередко становится причиной
сбоя безупречного на первый взгляд механизма. Стремясь заработать как
можно больше, сотрудники начинают переманивать друг у друга заказчиков,
присваивать себе чужие заслуги и т. п. Тут порой разворачивается
настоящая война за бонусы.
Чтобы не оказаться в штате компании, где бои без правил являются
нормой, попросите кого-нибудь из знакомых отправиться туда в качестве
заказчика. Важно понять, как поведут себя ваши потенциальные коллеги при
виде клиента: продемонстрируют готовность прийти на помощь не только
посетителю, но и друг другу или устроят настоящие гонки, буквально
локтями отталкивая соперников. Очевидно, что в фирму, где существует
жесткая конкуренция, людям с мягким характером, не привыкшим к
постоянной борьбе за место под солнцем, устраиваться не стоит.
Тем, кто уже работает в подобной организации и не желает сдаваться,
можно посоветовать действовать на контрасте, то есть быть приветливым,
вежливым, не бросаться к посетителю, а пытаться завоевать расположение,
не стремиться продать хоть что-нибудь, а давать дельные советы. К такому
человеку люди будут обращаться не один раз, рекомендовать его своим
знакомым. Так, формируя группу постоянных клиентов, вы сможете
заработать значительно больше, нежели применяя тактику агрессивных
продаж.
В тихом омуте
Порой конкуренция возникает и там, где соревновательный элемент в
работе вроде бы отсутствует. Накаленная атмосфера, в которой каждый
старается подсидеть сослуживца, выставить его в невыгодном свете перед
начальством, складывается в организации, где шеф сам приветствует
наушничество, доносы, выделяет из коллектива любимчиков.
Распознать, что в компании существуют подобные взаимоотношения,
непросто — на первый взгляд тут все благополучно, сотрудники мило
улыбаются друг другу. Однако внимательный человек различит за улыбками
напряженность и поймет, что подчеркнутая вежливость и неискренние
комплименты лишь ширма.
Но и в такой фирме вполне можно спокойно работать, если выполнять
свои обязанности качественно и не вызывать нареканий, тогда сплетням о
вас никто не поверит. Даже если вы знаете, кто именно строит против вас
козни, не поддавайтесь соблазну отплатить врагу той же монетой.
Реагируйте на выпады недоброжелателя спокойно и старайтесь общаться при
свидетелях, чтобы лишить его возможности переврать ваши разговоры.
Рекомендации
Итак, даже если там, где вы работаете, принято вести бои без правил,
это вовсе не значит, что и вам надо следовать примеру коллег. Даже в
таком обществе можно проявлять себя, надо лишь соблюдать несложные
правила:
- ни с кем не делитесь своими планами и замыслами, чтобы
недобросовестный сотрудник не выдал вашу идею за свою;
- избегайте провокационных разговоров, в которых ругают начальство или
кого-то из сослуживцев, причем необязательно высказываться в защиту
обсуждаемого человека, достаточно сослаться на занятость и уйти;
- рассчитывайте только на себя и контролируйте свою работу: вряд ли
стоит ожидать, что, заметив вашу ошибку, коллега поможет ее исправить;
скорее всего, он сделает ваш промах достоянием общественности и сообщит о
нем руководству;
- общаясь на рабочие темы, устные договоренности подкрепляйте
документами, иначе забывчивые сотрудники переложат на вас вину за свои
оплошности;
- защищайте информацию — ставьте пароли, уходя, закрывайте документы
или страницы в Интернете и т. п.
Но самое главное — не подставляйте и не подсиживайте других. В любом,
даже самом тяжелом, коллективе есть человек, порядочность которого не
вызывает сомнений. Правда, завоевать такую репутацию очень сложно… Но
если вы будете с блеском выполнять свои обязанности, не стремясь
выделиться за счет других и не пытаясь опорочить их, то сможете наладить
хорошие отношения с сослуживцами и завоюете авторитет.
Превращение офиса в арену боев без правил является пусть неэтичным и
даже негуманным, но весьма эффективным способом добиться впечатляющего
рывка производительности и эффективности труда персонала, причем фирма
не тратит ни копейки на систему мотивации. Более того, следуя
древнеримскому принципу «разделяй и властвуй», некоторые боссы
целенаправленно разжигают в компании войну всех против всех,
замаскированную под конкуренцию на благо организации. Погрязшие в
нескончаемых склоках служащие становятся на удивление управляемыми и,
главное, полностью покорными воле начальника, наделенного полномочиями
казнить или миловать.
Ольга Климентова
По материалам «Работа &
зарплата»