Прежде чем придумывать способы наказания, нужно разработать свод
правил, за нарушение которых наказание будет следовать. Необходимо четко
сформулировать все пункты — вплоть до требований к внешнему виду
сотрудников и правил общения с клиентами по телефону. Если у вас
появилась необходимость ввести новое правило, нужно сообщить о нем
сотрудникам. Необходимо донести до подчиненных информацию о новом
правиле и санкциях, которые последуют за его нарушение. Тут подойдет и
формализация, то есть оформление правила в виде письменного приказа, и
устное публичное сообщение. Санкции не должны быть слишком суровыми — у
сотрудников должен быть шанс исправиться. Если ваш подчиненный
провинился впервые, сначала сделайте ему замечание и предупредите о том,
что в следующий раз его ждет штраф. Сотрудников с высоким уровнем
ответственности мотивирует не боязнь штрафов, а высокие ожидания
руководства.
Совершенно не обязательно применять к сотрудникам драконовские меры.
Иногда метафора или полушуточное-полусерьезное требование может оказать
не менее сильное впечатление, чем штраф. Приведу пример из собственной
практики. Рабочий день в нашей компании начинается в 10 часов утра, но
из-за сильной загруженности было принято решение проводить плановые
собрания за час до начала рабочего дня. Разумеется, тут же встал вопрос
опозданий. Я решила действовать наглядно: принесла в офис свинью-копилку
и сообщила о том, что каждого опоздавшего будут штрафовать — один рубль
за каждую минуту опоздания. Парадокс, но в тот же день у меня сломалась
машина. Поэтому, придя в офис, я тут же высыпала в копилку штраф за
опоздание — 20 рублей. Коллеги тоже не отставали, хотя их лепта была
меньше. Смешно, но копилка помогла нам наладить дисциплину.
Нет ничего плохого в том, чтобы приструнить проштрафившегося
сотрудника публично. Однако учтите, что ваш комментарий в его адрес
должен звучать безоценочно. К сожалению, довольно часто руководители
устраивают подчиненным прилюдную выволочку не с целью предостеречь их от
ошибок в будущем, но ради того, чтобы самоутвердиться. Именно поэтому
важно давать объективную обратную связь в приемлемой форме. Назвать
опоздавшего сотрудника негодяем или заявить, что он плохо работает, —
неправильно и неэффективно, а вот констатировать (пусть даже и публично)
тот факт, что он опоздал на 15 минут, — совсем другое дело. Он поймет,
что вы заметили проступок, и в следующий раз будет пунктуальнее.
Ирина Кандаурова
По материалам «Труд»