Психологи утверждают, что словоохотливость решает проблему тревоги и
является своеобразным способом защиты. Такому человеку стоит
проанализировать ситуацию и понять, что подобным поведением он не
достигнет успокоенности. Лучше вспомнить иные антистрессовые методы:
дыхательную практику и прочее.
Анализ на болтливость
Осознать свои недостатки — половина проблемы. Тревожным сигналом
должны стать комментарии ваших коллег и начальства: «Можно ли вернуться к
сути дела?», «Что именно вы хотели сказать?», «Не могли бы вы говорить
покороче?» Обратите внимание на то, сколько в среднем занимают ваши
ответы на деловые вопросы. Если в говорливости вас не упрекают, но вы
знаете, что любите поболтать, проведите небольшой эксперимент.
Попробуйте записать одно из своих выступлений на диктофон (или просто
представьте, что вам задается какой-то конкретный вопрос) и внимательно
вслушайтесь в свой текст. Запишите все услышанное на бумагу вплоть до
междометий, а затем проанализируйте, какую часть текста можно было
вообще не говорить и какие слова портят впечатление.
Курс лечения
Прочитайте любой текст среднего размера и попробуйте передать его
главную мысль одним предложением. Чем меньше слов — тем лучше. Такое
упражнение поможет вам научиться задумываться о том, что именно вы
хотите сказать собеседнику.
Решайте часть рабочих вопросов посредством электронной переписки. В
таких случаях вам придется подумать несколько раз перед тем, как
сформулировать свою мысль, остановиться на самых главных вопросах.
Если вы знаете о том, что вам придется высказаться (это может быть не
только выступление на совещании, но и просьба о прибавке, деловое
предложение, собеседование, тост на корпоративе), продумайте текст
заранее. Заучивать наизусть его не надо — важно представлять его
структуру, тогда у вас будет меньше шансов уйти совершенно в иную
сторону.
Проблема многословия возникает тогда, когда человек не подготовил
свою речь заранее. Необходимо сформулировать основную мысль
высказывания, затем проговорить ее вслух или про себя. Неплохой способ
избавления от многословия — предварительное фиксирование текста на
бумаге. Говорящий должен представлять, о чем он говорит. Большую роль
играет построение логики рассуждения. Основная мысль должна звучать в
начале речи. Когда говорящий начинает издалека, слушатели могут
отвлечься и упустить главное.
Как правило, речь отягощают вводные слова, слова-паразиты, лишние
эпитеты. Постарайтесь избавляться от них, внутренне контролируя свою
речь. Избегайте общих фраз, обращайтесь к конкретике, оперируйте цифрами
и фактами.
К примеру, фразу «Наша замечательная компания, как вы знаете,
довольно давно существует на отечественном рынке, и за это долгое время
смогла заработать огромным трудом ее профессиональных сотрудников
(а непрофессионалов мы не держим, я могу долго говорить на эту тему)
свою незапятнанную репутацию. Вы скажете, что это не подвиг, но
подумайте, кто за последний год смог добиться роста оборота на 20%…»
можно просто заменить на: «Компания X успешно существует на
отечественном рынке уже 10 лет. Доказательство нашей успешности —
увеличение оборота продукции на 20% за прошедший год».
Заткнуть фонтан
Не секрет, что люди либо прячут за словоохотливостью незнание
проблемы, либо стараются таким образом уйти от вопроса.
«Потенциальным партнерам я всегда задаю один и тот же вопрос: «Почему
я должен согласиться сотрудничать именно с вашей компанией?», —
рассказывает менеджер по закупкам Евгений. — Это своего рода проверка:
человек должен в двух-трех словах объяснить конкурентные преимущества
своей фирмы. Однажды такой ответ растянулся на целых пятнадцать минут:
партнер принялся рассказывать историю создания компании, описывать
предпринятые ими антикризисные меры, даже привел в пример несколько
историй «осчастливленных» ими клиентов. Я задал вопрос повторно и
попросил его на этот раз быть очень кратким. Партнер растерялся и не
смог ничего предложить».
Учитесь работать с болтунами. Словоохотливых людей нужно
«структурировать». Не бойтесь одергивать многословного человека: «Какое
отношение все вышесказанное имеет к изначальному вопросу?», «Ваше время
скоро истечет, будьте конкретны», «Данную тему мы обсудим позже, а
сейчас давайте сосредоточимся на нашей проблеме» и т. д.
Если вы знаете, что ваш коллега или подчиненный любит поболтать,
сразу ставьте перед ним временные рамки: «У меня есть всего две минуты,
чтобы выслушать вас. Пожалуйста, покороче». Со временем люди привыкнут к
такому стилю общения. Если сам руководитель — человек, который привык
экономить время и изъясняться по сути дела, то подчиненные, как правило,
реагируют в нужном направлении и не будут донимать его длинными речами.
Наконец, умейте читать большие тексты, экономя время. Любой доклад
содержит главные тезисы в начале и конце. Привыкнув работать только с
самой важной информацией, вы перестанете растекаться мыслью по древу и
научитесь говорить кратко и по делу.
Мария Решетникова, Наталья Чудова
По материалам «Труд»