Как же распознавать тип темперамента человека? Темперамент
проявляется у человека в характеристиках скорости (темпоритмах),
интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости
психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних)
действий.
Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько
быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает
информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость
проявляется в походке и движениях человека. Есть люди быстрые,
скоростные, и есть — медленные, «тормозные». Между ними — «средние» по
темпоритмам.
Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека.
Некоторые из нас — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и
могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди,
которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и
продолжительный отдых.
Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в
четыре темперамента. Поддерживая эту давнюю традицию, будем
придерживаться в изложении следующей логики:
- характеристика темперамента и его распознавание;
- оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный
темперамент, и определение для него мотиваторов;
- оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный
темперамент, и его мотиваторы.
1. Холерик
Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит,
без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда
собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет
готовый ответ.
Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию,
правда, иногда поверхностно, и может сразу же ее забыть. Он много и
быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма
(мужчины — галстук, очки или часы, женщины — прическу и украшения). На
совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой,
вынимать носовой платок и убирать, шептаться с соседом и т. д. Он с
трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться
некоторое время в покое.
Это впечатлительный сотрудник, с «переливами» эмоций, которые
меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят:
«Семь пятниц на неделе!» Он быстро думает и принимает решения, бывает,
ошибается. Тем не менее движение и динамика для него — ценности, и он не
захочет тормозиться и перепроверять свои выводы.
Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может
проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую
чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может
вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят; «Вспыльчивый, но
отходчивый!»
Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным
интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и
выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и
доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно в
молодые годы.
1.1. Управленческий стиль руководителя-холерика.
Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким
контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет
себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного.
Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него.
Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу
преимущественно холериков.
Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и
«горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый
трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих
подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому,
что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики —
конкурентные люди!
Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро
анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии
рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно
большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся
почти холериками.
Вообще руководителя-холерика можно «вычислить» сразу же, как только
войдешь в офис. Если все сотрудники бегают с напряженными лицами и с
рабочими папками в руках, боясь потерять даже минуту рабочего времени,
скорее всего, в кабинете сидит холерик. Он, как динамо-машина,
«накручивает» и «ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.
1.2. Мотиваторы для руководителя-холерика:
- Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремление к
вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в
компании.
- Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со
стороны топ-менеджера окажутся для него демотиваторами.
- Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит
работать с полной самоотдачей и драйвом.
- Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать
нестандартные решения.
- Ему нравится профессиональная конкуренция с руководителями такого же
уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других.
- Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может
разумно рисковать, успех для такого руководителя — сильный мотиватор.
- Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами.
- Мотиватором для него выступает также сплоченная команда
единомышленников, в которой «один — за всех и все — за одного».
1.3. Профессиональный стиль подчиненного-холерика.
Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом —
удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой.
Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно
подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он
самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его
ведущая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и
всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя
такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом.
1.4. Мотиваторы для подчиненного-холерика:
- Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим
темпераментом.
- Его мотивирует участие в инновационных проектах.
- Работа на прорывах — хороший мотиватор.
- Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов,
интенсивное общение с разными людьми.
- Мотиватором может выступить работа на выставках.
- Хороший продавец.
- Директивный стиль управления со стороны непосредственного
руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего
холерический темперамент.
- Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании —
сильнейший мотиватор.
- Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.
- Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем
заработная плата.
- Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.
2. Флегматик
Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за
свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный,
миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения,
негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет
внимательно выслушать и кивает в знак согласия.
Флегматик — медленный человек. Он долго усваивает новую информацию,
долго думает, когда принимает решение. Иногда его называют человеком
«ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит:
если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после
тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно
будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не
отступает, проявляет настойчивость и упрямство.
Внешне нередко — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть.
Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых.
Хорошо восстанавливается в уединении.
Это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер.
Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет
самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса
может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий.
Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми.
Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого
интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на
всю жизнь.
Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в
команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый
(подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают
руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим
подчиненным.
Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко
— мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности.
Там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость, — ищите флегматика.
Несмотря на то что флегматик — спокойный и сдержанный человек, у него
есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на
работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно
она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении
принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может
неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его
будет невозможно.
2.1. Управленческий стиль руководителя-флегматика.
Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем.
Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не
вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо
знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять
ответственность на себя, может стать директивным и властным. С
молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но
справедливый.
Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший
деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя.
При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного
стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям.
Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают.
Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется
инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые
позиции.
На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или
речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают
подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы
задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не
любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты
просматривает от первой до последней страницы. Может проявить
раздражение за плохое оформление документов.
2.2. Мотиваторы для руководителя-флегматика:
- Стабильность, надежность компании — сильнейший мотиватор для
руководителя-флегматика.
- Угроза немотивированного увольнения — сильный демотиватор.
- Корпоративные традиции — мотиваторы для такого руководителя.
- Работа, требующая усидчивости, внимания, тщательности и
скрупулезности — хороший мотиватор.
- Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и
незнакомыми, — демотиватор.
- Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при
частых звонках и вызовах высшего руководителя — демотиваторы.
- Признание успехов и похвала за достижения — мотиваторы.
- Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в компании —
мотиваторы.
2.3. Профессиональный стиль подчиненного-флегматика.
Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший,
обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и
умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую
работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.
Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы,
где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с
задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и
рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать
время для вопросов, обсуждения, записи.
Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и
его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы
высокая скорость и общительность, лучше не ставить.
Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно
ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки,
флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления
состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно
использовать их сильные качества на пользу компании.
Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно
контролировать и стимулировать к получению конкретного результата.
Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об
этом! Уже 14–15 марта вы получите новое задание». Ответственный и
обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и
приступить к следующей задаче.
Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да,
они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они
составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда
компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут
терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством
новым успехам.
2.4. Мотиваторы для подчиненного-флегматика:
- Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость
компании на рынке.
- Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее
зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.
- Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика —
сильный мотиватор.
- Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и
наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика.
- Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта —
мотиваторы.
- Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого
подчиненного, особенно если он старше своего начальника.
Продолжение следует
Наталья Caмoyкинa
По материалам «Elitarium»