В конфликте всегда есть своя позитивная сторона, так как столкновение
интересов помогает компании выйти на новый уровень. Цель конфликта — не
ссора или ругань, а разрешение спора, поиск нового, более
конструктивного решения.
Скажи мне, кто твой враг
В любом случае конфликт способствует сплочению сотрудников и приводит
к объединению единомышленников внутри групп. В групповом столкновении
помимо противников у вас всегда найдутся соратники и друзья. «У нас в
компании не угасает настоящая классовая борьба, — рассказывает
бухгалтер-кассир Елена. — Есть целая группа «блатных» работников,
принятых сюда благодаря связям. Когда я пришла в компанию, меня тут же
взяли под крыло две мои начальницы, которые объяснили, как себя вести с
зазнайками».
Знаменитый теоретик-конфликтолог Уильям Линкольн подтверждал, что
конфликт способствует осознанию общности. Вступив в борьбу, вы тут же
обнаружите, что ряд сотрудников имеют точно такие же интересы, стремятся
к тем же целям и результатам и выбирают одни и те же средства для их
достижения. Именно поэтому в компании возникают официальные и
неофициальные союзы. Полезен конфликт и для саморазвития сотрудника. Для
работника конфликт — всегда проба собственных сил. Участие в конфликте
помогает выработать качества, необходимые любому сотруднику: умение
держать удар, способность аргументированно излагать свою позицию.
Конфликт учит преодолевать препятствия.
Тревожные знаки
Любой межгрупповой конфликт свидетельствует о проблемах в компании —
как межличностных, так и рабочих. Конфликт помогает расставить
приоритеты, обратить внимание на недовольство или предложения,
нуждающиеся в обсуждении, поддержке, юридическом оформлении и
разрешении.
Конфликт между группировками внутри коллектива — это знак того, что
система нуждается в корректировке. «Я работала в отделе рекламы и PR, —
рассказывает специалист по связям с общественностью Анна. — Мне и моим
коллегам, занимающимся связями с прессой, постоянно доставалось от
рекламистов. Они вечно лезли в нашу работу, указывали, что делать, и
вообще смотрели на нас как на что-то абсолютно бесполезное. В итоге мы
поговорили с директором, и он вывел нас из рекламного отдела, дал своего
собственного начальника и принудил проводить еженедельные совещания с
рекламщиками для координации работы».
Объединяй и властвуй
Разрешение межгрупповых конфликтов — прямая обязанность начальника.
Первое правило вершителя спора: если хочешь помирить противников,
придумай им общего врага.
Объединенные единой целью, сотрудники быстро забудут прошлые распри.
Причиной консолидации может стать все что угодно: конкуренты, пытающиеся
уничтожить компанию, кризис, требующий полной деловой отдачи
сотрудников, борьба за достижение новых позиций на рынке и т. д.
Но руководителю важно помнить, что групповые конфликты должны
все-таки оставаться разовыми явлениями, а не превращаться в стиль жизни.
Плюсы плюсами, а ежедневный стресс еще никого до добра не доводил.
Не игнорируйте межгрупповые конфликты. Они помогают решить назревшие в
компании проблемы. А значит, способствуют устойчивости организации и
сплочению коллектива.
Галина Филатова, Наталья Чудова
По материалам «Труд»