В одном из петербургских офисов сотрудникам запретили пить кофе.
Такой была инициатива директора компании. Как результат, во всем офисе
днем с огнем нельзя было отыскать хотя бы одну кофейную чашечку или
блюдечко. Подобные случаи — не редкость так называемых корпоративных
табу.
Запрет на курение, пожалуй, наиболее распространено среди всех
императивов. В некоторые компании принципиально отказываются принимать
любителей «подымить». Другие готовы мириться с курильщиками на работе,
но предпочитают ограничивать их разными способами. Кто-то считает
оправданным полностью запрещать курение в пределах офиса или
предприятия.
Для бросающих курильщиков часто предусматривается материальное
стимулирование. Некоторые предусматривают премии и бонусы за отказ от
вредной привычки, в иных случаях, наоборот, доходит до штрафов.
Одна крупная IT-компания стимулирует некурящих другими способами.
Тех, кто пристрастился к табаку, лишают добровольного медицинского
страхования. Дескать, квалифицированная помощь возможна только для тех,
кто максимально снижает все риски и не курит. А «обычные» здоровые люди
пользуются полным социальным пакетом, и их здоровье «защищено». Так, по
мнению устроителей, стимулируется здоровый образ жизни.
Конечно, все компании предпочитают иметь дело с некурящими
сотрудниками. В то же время курильщик со стажем, которого репрессивными
методами заставляют избавиться от вредной привычки, может страдать и
чувствовать себя неуютно. А с другой стороны, для руководителя
коллективно избавиться от курения бывает важно. Это может резко повысить
общий КПД и сэкономить немало рабочего времени сотрудников.
Во многих компаниях, занимающихся как производством, так и торговлей,
распространен запрет на использование мобильников. Считается, что тем
самым возможно повысить эффективность труда. Сотрудникам не разрешается
общаться по сотовой связи в течение всего рабочего дня. На отдельных
производствах запрещается держать мобильные устройства включенными, даже
в «бесшумном» режиме.
Разнообразие запретов связано с дресс-кодом. Естественно, почти
каждая уважающая корпорация создает сегодня свод правил, регулирующих
внешний вид сотрудников. Например, требования ряда магазинов спортивной
одежды просто обязывают продавцов и администраторов зала появляться
только в фирменной одежде. Иная, даже noname — категорически запрещена. А
сотрудники одной известной парфюмерной сети наизусть знают правило:
регулярно душиться и обновлять косметику на лице, для чего предусмотрены
специальные перерыве перерывы.
Отдельный пункт — использование продукции конкурентов и «врагов»
компании. Конечно, у всех на зубах самый крупный скандал вокруг одной из
ведущих российских сетей по торговле мобильными телефонами и
аксессуарами, которая в определенный период времени заставляла всех
сотрудников не пользоваться трубками одного производителя, а спустя
определенный период рассорилась с другим поставщиком… В результате
сотрудники снова были вынуждены коллективно сдавать и обменивать
устройства нерадивого партнера.
Таким коллизиям несть числа. Сотрудники крупнейшей российской
пивоваренной компании получили персональные замечания, когда их застали в
неформальной обстановке за хмельным напитком «конкурирующей фирмы».
Работникам известнейшего в мире производителя шипучих безалкогольных
напитков запрещается появляться где-либо с бутылками прямого конкурента.
За нарушение полагается… увольнение. Корпоративные правила бывают
крайне жестокими.
Это не вполне верный подход, — считают эксперты. Есть ли смысл
навязывать свою продукцию? В конце концов, любой сотрудник — тот же
самый потребитель. Он будет покупать то, что лучше и дешевле. Его
лояльность можно завоевывать не отрицанием или беспрекословными
указаниями, а позитивной программой лояльности, предполагающей скидки и
бонусы за приобретение фирменной продукции, и повышением качества
товаров.
Использование вещей, на которых нанесена фирменная символика, —
отдельная история. Одна крупная ритейл-компания, реализующая бытовую
технику и электронику, не позволяет своим менеджерам держать на офисных
столах ежедневники, календарики и ручки «сторонних производителей» —
допускаются только фирменные. Похожим образом поступила когда-то
западная почтовая компания. В процессе ребрендинга белый цвет поменяли
на ярко-желтый с элементами красного. Оставшаяся в офисах
представительская продукция, наподобие буклетов или все тех же
органайзеров, уничтожалась стахановскими темпами. Как результат —
кристально чистый бренд в глазах потребителей.
Антон Скакодуб
По материалам «Клерк.Ру»