Каталог статей
Тактика аргументации управленческих решений
Аргументирование
— это наиболее трудная фаза убеждения. Оно требует знаний, концентрации
внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний,
необходимости владения материалом и четкого определения задачи.
Аргументируя управленческие решения, рекомендуем придерживаться
следующих правил:
- Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями, так
как убедительность можно легко «потопить» в море слов и аргументов,
особенно если они неясны и неточны; собеседник «слышит» или понимает
намного меньше, чем хочет показать.
- Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям
темперамента исполнителя:
- доводы и доказательства, разъясненные по отдельности, намного
эффективнее достигают цели, чем если их преподнести все сразу;
- три-четыре ярких довода достигают большего эффекта, чем множество
средних аргументов;
- аргументирование не должно быть декларативным или выглядеть как
монолог «главного героя»;
- точно расставленные паузы часто оказывают большее воздействие, чем
поток слов;
- на собеседника лучше влияет активное построение фразы, чем
пассивное, когда речь идет о доказательствах (например, лучше сказать
«мы это осуществим», чем «можно осуществить», целесообразнее сказать
«заключить», чем «сделать заключение»).
- Вести аргументацию следует корректно по отношению к сотруднику. Это
означает:
- всегда открыто признавать его правоту, когда он прав, даже если это
может иметь для вас неблагоприятные последствия. Это дает вашему
собеседнику возможность ожидать такого же поведения с исполнительской
стороны. Кроме того, поступая таким образом, вы не нарушаете этики
руководства;
- продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые
приняты сотрудником;
- избегать пустых фраз, они свидетельствуют об ослаблении внимания и
ведут к ненужным паузам в целях выиграть время и поймать потерянную нить
беседы (например, «как было сказано», «или, другими словами», «более
или менее», «наряду с отмеченным», «можно и так, и так», «не было
сказано» и т. п.).
- Надо приспособить аргументы к личности исполнителя, т. е.:
- строить аргументацию с учетом целей и мотивов собеседника;
- не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны
подчиненного, особенно если у него «агрессивная» натура (эффект
«бумеранга»);
- избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих
аргументирование и понимание;
- попытаться как можно нагляднее изложить сотруднику свои
доказательства, идеи и соображения. Вспомним пословицу: «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать». Приводя яркие сравнения и наглядные
доводы, важно помнить, что сравнения следует основывать на опыте
исполнителя, в противном случае результата не будет, они должны
поддерживать и усиливать аргументацию менеджера, быть убедительными, но
без преувеличений и крайностей, вызывающих недоверие исполнителя и тем
самым ставящих под сомнение все проводимые параллели.
Применение наглядных вспомогательных средств повышает внимание и
активность сотрудника, снижает абстрактность изложения, помогает лучше
увязать аргументы и тем самым обеспечить лучшее понимание с его стороны.
Кроме того, наглядность доводов придает аргументации большую
убедительность и документальность.
В аргументировании выделяют две основные конструкции:
- доказательную аргументацию, когда необходимо что-то доказать или
обосновать;
- контраргументацию, с помощью которой необходимо опровергнуть тезисы и
утверждения исполнителя.
Для обеих конструкций применяются одни и те же основные приемы.
В отношении любого убеждающего воздействия или выступления действуют
10 параметров, соблюдение которых делает это воздействие наиболее
оптимальным:
- Профессиональная компетентность. Высокая
объективность, достоверность и глубина изложения.
- Ясность. Увязка фактов и деталей,
избегание двусмысленности, путаницы, недосказанности.
- Наглядность. Максимальное использование
наглядности, общеизвестных ассоциаций, минимум абстрактности при
изложении мыслей.
- Постоянная направленность. Во время беседы
или обсуждения необходимо придерживаться определенного курса, цели или
задачи и в какой-то мере ознакомить с ними собеседников.
- Ритм. Необходимо повышать интенсивность
деловой беседы по мере приближения к ее концу, при этом следует особое
внимание уделять ключевым вопросам.
- Повторение. Акцент на основных положениях и
мыслях имеет большое значение для того, чтобы собеседник мог воспринять
информацию.
- Элемент внезапности. Представляет собой
продуманную, но неожиданную и необычную для собеседника увязку деталей и
фактов.
- «Насыщенность» рассуждения. Необходимо,
чтобы во время общения делались эмоциональные акценты, требующие от
собеседника максимальной концентрации внимания, а также присутствовали
фазы понижения эмоциональности, которые необходимы для передышки и
закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника.
- Границы обсуждаемого вопроса. Вольтер
как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать
все».
- Определенная доза иронии и юмора. Это
правило ведения деловой беседы полезно применять, когда нужно высказать
не очень приятные для исполнителя соображения или же парировать его
выпады.
Тактика аргументации
Остановимся на тактике аргументирования. Может возникнуть вопрос: в
чем ее отличие от техники аргументирования, которая охватывает
методические аспекты, как строить аргументацию, в то время как тактика
развивает искусство применения конкретных приемов? В соответствии с
этим, техника — это умение приводить логичные аргументы, а тактика —
выбирать из них психологически действенные.
Рассмотрим основные положения тактики аргументирования:
- Применение аргументов. Фазу аргументации
следует начинать уверенно, без особых колебаний. Главные аргументы
излагать при любом удобном случае, но, по возможности, каждый раз в
новом свете.
- Выбор техники. В зависимости от
психологических особенностей собеседников выбираются различные методы
аргументирования.
- Избежание конфронтации. Для нормального
хода аргументации очень важно избегать обострении или конфронтации, так
как противоположные точки зрения и натянутая атмосфера, возникшие в ходе
изложения одного из пунктов аргументации, легко могут распространиться и
на другие области. Здесь существуют некоторые тонкости:
- рекомендуется рассматривать критические вопросы либо в начале, либо в
конце фазы аргументации;
- полезно по особо деликатным вопросам переговорить с исполнителем
наедине до начала обсуждения, так как «с глазу на глаз» можно достигнуть
больших результатов, чем на заседании;
- в исключительно сложных ситуациях полезно сделать перерыв, чтобы
«остыли головы», а потом вновь вернуться к тому же вопросу.
- «Стимулирование аппетита». Этот прием
основывается на следующем положении социальной психологии: удобнее всего
предложить исполнителю варианты и информацию для предварительного
пробуждения у него интереса к ней. Это означает, что сначала нужно
описать текущее состояние дел с акцентом на возможные негативные
последствия, а потом (на основе «спровоцированного аппетита») указать
направление возможных решений с подробным обоснованием всех преимуществ.
- Двусторонняя аргументация. Она больше
повлияет на сотрудника, мнение которого не совпадает с вашим. В этом
случае вы указываете как на преимущества, так и на слабые стороны
предлагаемого решения. Эффективность такого приема зависит от
интеллектуальных способностей исполнителя. В любом случае по возможности
следует указать на все недостатки, о которых он мог бы узнать из других
источников информации. Односторонняя аргументация может применяться в
тех случаях, когда у сотрудника сложилось свое мнение или он открыто
выражает положительное отношение к вашей точке зрения.
- Очередность преимуществ и недостатков. В
соответствии с выводами социальной психологии, решающее влияние на
формирование позиции собеседника оказывает такая информация, когда
вначале перечисляются преимущества, а потом недостатки.
- Персонификация аргументации. Исходя из
того, что убедительность доказательств, прежде всего, зависит от
восприятия подчиненных (а они некритичны к самим себе), вы приходите к
мысли, что нужно сначала попытаться выявить их позицию, а потом включить
ее в вашу конструкцию аргументации или же, по крайней мере, не
допустить, чтобы она противоречила вашим предпосылкам. Проще всего это
достигается путем прямого обращения к сотруднику:
- «Что вы думаете об этом предложении?»
- «Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему?»
- «Вы правы
Признав его правоту, проявив внимание, мы тем самым
поощряем человека, который теперь примет нашу аргументацию с меньшим
сопротивлением.
- Составление заключений. Можно с блеском
вести аргументацию, но все же не достигнуть желаемой цели, если мы не
сумеем обобщить предлагаемые факты и сведения. Поэтому, чтобы добиться
как можно большей убедительности, вы обязательно должны сами сделать
выводы и предложить их сотрудникам, потому что факты не всегда говорят
сами за себя.
- Приемы контраргументации. Когда вас
пытаются поставить в тупик посредством безупречной, по крайней мере, на
первый взгляд, аргументации, следует оставаться хладнокровным и
подумать:
- Верны ли изложенные утверждения? Можно ли опровергнуть их основы или
хотя бы отдельные части, где факты не увязаны между собой?
- Можно ли выявить какие-нибудь противоречия?
- Не являются ли выводы ошибочными или хотя бы частично неточными?
Надеемся, что технология аргументирования в убеждающем воздействии
поможет вам избежать некоторых трудностей и конфликтов в управлении
коллективами и в организации коллективной деятельности.
Александр Гaпoнeнкo По материалам «Elitarium»
|
Категория: Работа в команде | Добавил: Reo (14.05.2010)
|
Просмотров: 1178
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|