Недавно
я с удивлением обнаружил, что не все динозавры, оказывается, вымерли. И
что хотя СССР уже много лет как прекратил свое существование, в
отечественных ВУЗах и даже на деловых конференциях до сих пор
встречаются мастера того стиля, в котором была написана еще в 1963 году
статья «Окололитературный трутень», шельмующая Иосифа Бродского,
будущего лауреата Нобелевской премии по литературе.
Отточив свое мастерство демагога на комсомольских собраниях и
совещаниях в горкоме, эти «живые ископаемые» и по сей день используют
свои древние манипулятивные приемы — и нередко даже успешно, потому что
люди младше 30 уже не помнят, как противостоять таким манипуляциям.
Главным способом конкурентной борьбы для таких демагогов в советские
времена было обмазывание конкурента грязью в глазах власти. Поэтому
большинство их приемов направлены на то, чтобы с одной стороны, очернить
соперника, а с другой — избежать обвинения в клевете. Как и другие
способы очернения, эти приемы направлены не на жертву, а на третьих лиц.
Давайте посмотрим на несколько типичных образцов такой манипуляции.
«Именовавший себя стихотворцем»
Уже упомянутая статья «Окололитературный трутень» начиналась словами:
«Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился
молодой человек, именовавший себя стихотворцем».
Заметили ли вы, друзья, в чем тут уловка? Автор этих строк, по сути,
отнимает у Бродского право называться поэтом. Дескать, это не
стихотворец — он лишь так называет себя, не будучи поэтом на самом деле,
это он так говорит о себе, а не другие. Вот несколько других вариантов
использования того же приема: «так называемый поэт», «приятели называли
его поэтом» и т. п.
Обратите внимание на очаровательный штришок: во всех случаях тут нет
ни слова лжи. Называл ли сам Бродский себя поэтом? Несомненно. А значит,
манипулятор не соврал. Он лишь подал информацию таким образом, чтобы
бросить тень на свою жертву.
Иногда с той же целью демагог формулирует свои мысли так, будто
жертва хотела чего-то достичь, но не достигла. Пример из той же статьи:
«С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу?» «Хотел
придти» — значит, не пришел.
Что делать, столкнувшись с такой манипуляцией? Как правило, этот
прием используется лишь как мелкая часть большой манипуляции, так что
бороться с ним отдельно нет особого смысла. Отвечая на реплики
оппонента, имеет смысл настойчиво использовать корректные формулировки —
«поэт Бродский». Можно также либо поправлять оппонента: «Не «так
называемый поэт», а просто «поэт» — либо отшучиваться в стиле: «Как
только что рассказал нам человек, именующий себя заместителем
директора…» Но главные усилия лучше сосредоточить на противодействии
манипуляции в целом, чтобы не размениваться на мелочи и не цепляться к
отдельным словам.
Understatement
Вот короткая характеристика: «Она вовсе не была самой уродливой
ученицей. Была в ее классе и менее симпатичная девушка» Как Вы считаете,
речь идет о хорошенькой школьнице или о дурнушке? Думаю, 99% читателей
сочли девушку некрасивой, так?
А на самом деле речь шла о самой красивой девушке во всей школе. Но
был использован прием «understatement» — когда достоинства человека,
вещи или идеи не отрицаются напрямую, но максимально принижаются.
Часто для этого используется оценка «с конца», когда за точку отсчета
берется худший вариант. Например, если Вы услышите, что некий бегун на
соревнованиях пришел к финишу предпоследним, сочтете ли Вы его успешным
спортсменом? А на самом деле этот пример взят из анекдота брежневских
времен: «В соревновании между американским и советским бегуном наш
соотечественник занял второе место на пьедестале почета, завоевав
серебряную медаль. Американец пришел к финишу предпоследним».
Собственно, тот же принцип был применен и в примере с девушкой, когда
за точку отсчета была взята самая некрасивая ученица.
Другой способ использования приема «understatement» — как бы
одобрение жертвы, но одобрение лишь частичное, лишь по небольшой части
параметров. Например, если в книге автор предлагает читателям 100
абсолютно надежных способов повысить производительность труда,
критик-демагог, не найдя, к чему придраться, может написать что-нибудь в
стиле: «В книге можно найти один-два приема, которые работают». И
снова, формально он не соврал. Просто «позабыл» упомянуть про остальные
98 приемов, которые работают точно так же эффективно.
Опытный демагог также усиливает прием «understatement», добавляя к
нему еще и элемент сомнения за счет использования слов вроде «может
быть», «возможно», «не исключено» и т. п. «Возможно, она и не была самой
уродливой ученицей в классе». Или, к примеру, «Может быть, читателю
удастся найти в книге один или два приема, которые, возможно,
сработают».
Если Вы захотите противодействовать этому приему, Вам первым делом
нужно вернуть точку отсчета на верное место. Например, в случае с
девушкой уместно было бы спросить: «А была ли во всей школе хоть одна
девушка красивее, чем она?» — и затем резюмировать, что речь вообще-то
идет о первой красавице. А в случае с книгой можно было попросить
критика назвать те приемы, которые не будут работать — а когда он не
сможет этого сделать, подвести итог: «То есть, все эти приемы до единого
вполне эффективны».
Навешивание ярлыков
Этот прием — излюбленный инструмент комсомольских демагогов и
журналистов, пишущих в жанре «литературного доноса». Заключается он в
том, что на жертву манипуляции или на объект критики навешивают
оценочные эпитеты с остро негативным значением — такие, как «ущербный»,
«глупейший», «бредовый», «беспомощный», «убогий», «неприглядный»,
«жалкий», «идиотский».
«Все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их
автора явно ущербно… Жалко выглядели убогие подражательские попытки
Бродского… Таково неприглядное лицо этого человека» — это все из того же
«литературного доноса».
Другой способ навешивания ярлыков — использование слов с
уничижительным оттенком. Не «его друзья», а «его дружки», не «силы», а
«силенки», не «поэт», а «поэтишко» и т. п.
Тут надо напомнить, что этот прием направлен на публику, а не на саму
жертву. Поэтому способ противодействия зависит от того, с какого рода
публикой мы имеем дело. Если слушатели — люди интеллигентные, зачастую
достаточно будет явно указать на то, что оппонент навешивает ярлыки и
заменяет аргументы эмоциями. И пояснить, что такое поведение обычно
является свидетельством отсутствия аргументов.
В случае же с аудиторией менее вдумчивой — более результативным может
оказаться переход на личности, высмеивание оппонента, ответное
наклеивание ярлыков и т. п.
Левитас Александр
По материалам сайта автора