Отношения соискателя и работодателя часто напоминают роман: тот же
процесс «ухаживания», заключающийся в односторонних или обоюдных
попытках произвести хорошее впечатление, заигрывания с целью определить
границы дозволенного (например, торг по зарплате), благополучное
развитие отношений в виде счастливого союза или неблагополучное в виде
отказа одной из сторон.
В отношениях между полами не последнюю роль играет внешность или,
вернее, физическое приятие или неприятие человека. А имеет ли значение
внешность в тандеме соискатель-работодатель?
Фотография 9×12 с наивной подписью «Для кадров»
С распространением социальных сетей многие пользователи интернета с
охотой стали делиться с близкими и не очень людьми подробностями
семейных торжеств, пляжного отдыха, дружеских посиделок и так далее.
Часть соискателей действует по тому же принципу и на работных сайтах.
Работодателю отправляются самые разные фото, призванные, как кажется
соискателям, подчеркнуть их индивидуальность, творческие способности,
умение работать в команде и другие свойства.
Вот несколько распространенных типов фотографий, которые
прикрепляются к резюме на работных сайтах либо пересылаются вместе с ним
по электронной почте.
На таком снимке может быть изображено что угодно — семейное торжество
в честь серебряной свадьбы двоюродной племянницы, дружеские посиделки в
лесу на шашлыках/ на рыбалке и пр., фото из серии «лежу я на пляжу»,
«под парусом хожу» и многочисленные вариации на тему. Зачастую на таких
фотографиях присутствует не только «главный герой», но и другие
персонажи, в самых разных комбинациях. Обычно такие фото сопровождаются
надписью «Я крайний слева» или «Я в первом ряду третий справа».
Основная цель, которую преследует кандидат, рассылая подобные снимки,
— показать, как интересна и разнообразна его жизнь, какой он
компанейский и дружелюбный человек.
Обычно изображает кандидата в непринужденной домашней обстановке —
сидящего перед телевизором, отбирающего у собаки тапок, тягающего гирю,
починяющего примус на кухне. Основная идея данных фото заключается в
том, чтобы дать представление о хобби соискателя и показать его
работодателям в простой повседневной жизни.
Особенно активно эксплуатируется экзальтированными молодыми барышнями
и юношами. Вариаций море — начиная с устремленного в неведомые дали
из-под спадающей на глаза челки загадочного взгляда на фоне мерцающей
свечи и заканчивая едва различимым вдали силуэтом путника на фоне
предгрозового неба.
Представляет собой апофеоз творческих способностей кандидата
(в переводе на народный язык — «кто во что горазд»). В ход идут как
художественные, так и технические приемы. Многие кандидаты для создания
креативных фото активно используют Photoshop.
И креативное, и романтическое фото призваны подчеркнуть
неординарность мышления кандидата и его творческие способности.
Название говорит само за себя. Может представлять подвид креативных
фотографий, портрета в интерьере или фото на отдыхе. Нацелено на то,
чтобы вызвать улыбку на лице HR-специалиста и таким образом расположить
его к себе.
Используется очень уверенными в себе представителями обоих полов с
целью подчеркнуть собственную неотразимость (а, возможно, и
заретушировать пробелы в резюме).
Сторонники размещения фотографий в резюме считают, что плохое фото
лучше никакого, и вообще «отклик на резюме с фотографией выше». В то же
время другая категория соискателей недоумевает, зачем работодателю нужен
портрет кандидата — все-таки работный сайт, а не брачное агентство.
Работодатель должен оценивать профессионализм кандидата, а не его
внешность, убеждены они.
А что же думают по поводу фотографий HR-специалисты?
Здесь, как и среди кандидатов, бытуют два мнения. Одни считают, что
размещение фотографии в резюме дает соискателю дополнительные очки,
настаивая на том, что при просмотре резюме на сайте работодатель
автоматически кликает туда, где есть фото. Правда, никакой статистики,
которая бы подтверждала их слова, не существует.
По мнению другой части рекрутеров, размещение в резюме фотографии
скорее дополнительная, а не обязательная опция». «Наличие фотографии на
интерес к резюме не влияет, если только это не позиция модели.
Работодателя в первую очередь интересуют профессиональная сторона
резюме.
Более того, в отдельных случаях фотография может даже навредить!
Вопрос внешности слишком субъективен, утверждают специалисты. Внешность,
одежда, обстановка могут вызвать негативные ассоциации у HR-специалиста
и стать препятствием на пути соискателя.
Обе группы сходятся на том, что фото в обязательном порядке должно
присутствовать в резюме тогда, когда презентабельная внешность
действительно важна для представителя той или иной профессии (секретари,
персональные помощники, менеджеры по работе с клиентами).
Так быть или не быть?
Из всего вышесказанного следует вывод: размещение фотографии в
большинстве случаев — добрая воля соискателя. Если вы не прикрепили к
резюме фото, то никто его с вас не спросит (если вы не модель или
секретарь). Но уже если прикрепили, то постарайтесь, чтобы оно
действительно приносило вам плюсы, а не минусы.
С размещением фотографии надо быть осторожнее. Не всегда фото, где вы
себе нравитесь больше всего, действительно можно и нужно размещать в
резюме. Прикреплять фотографию к резюме не обязательно. Но если вы все
же хотите это сделать, то лучше, чтобы она была цветная, обязательно
формальная, в деловой одежде. Не нужно присылать фотографии с семейного
вечера с бокалом вина или на пляже. Старайтесь найти или сделать фото,
где будет видно лицо и будет обязательно улыбка. Фото должно быть
позитивное — это, пожалуй, самый важный аспект. Улыбка и еще раз улыбка!
Серьезности и напыщенности в нашей жизни и так много, считают эксперты.
Представителям сильного пола рекомендуется фотографироваться в
деловом костюме, рубашке-галстуке, свитере-галстуке или на крайний
случай — в рубашке без галстука. Для женщины допустимо фото в деловом
костюме или просто в блузке (не вычурной и аккуратной). Если снимок
сделан крупным планом, то на лице должно быть «минимум макияжа, максимум
ухоженности», а на голове — аккуратная прическа. То же относится и к
мужчинам (за исключением макияжа). При этом паспортные и другие фото на
документы едва ли подойдут для резюме хотя бы потому, что редко бывают
удачными. Для фото подойдет нейтральный фон, а сам снимок должен быть
качественным (лучше всего профессиональным, а не любительским).
Исключение из правила «делового костюма и нейтрального фона» можно
сделать лишь тогда, когда снимок иллюстрирует профессию кандидата. В
этом случае допустимы определенные вольности. Так, инструктор по
дайвингу может сфотографироваться в футболке и шортах на фоне моря,
фитнес-тренер — в приличном спортивном костюме (но ни в коем случае не
растянутых тренировочных штанах!), шофер — за рулем автомобиля и т. п.
Если сопоставить рекомендации специалистов с тем списком популярных
типов фото, который был приведен в начале статьи, то результат получится
неутешительный: многие пользователи представления не имеют о том, какие
должны быть в резюме фотографии. В результате получаются очевидные
ляпы. Ни одна из шести приведенных групп снимков не годится для резюме.
Фото на отдыхе и портрет в интерьере подходят для семейных альбомов и
социальных сетей. (Даже если вы внешне похоже на Бреда Питта или
Анджелину Джоли и хорошо смотритесь в любой обстановке, не стоит этим
злоупотреблять). Романтические и креативные фото — для фотовыставки.
Юмористические — для многочисленных сайтов с приколами. Что же касается
откровенных фото, то сии ценные кадры лучше приберечь не для отдела
кадров, а для сайта знакомств.
Увы, плохая фотография действительно может испортить резюме, и не
просто испортить, а свести на нет все усилия соискателя получить работу.
Однако, к счастью, работодатели все-таки оценивают не внешность, а
умение кандидата себя преподнести. А это, как говорят в народе, дело
наживное. Немного усилий — и ваш роман с работодателем обязательно
состоится!
По материалам «Planeta HR»