1. Прежде всего, прибавку к зарплате лучше всего
вообще не просить, а подстраховаться заранее, прописав ее в своем
договоре. Большинство уважающих себя компаний и так закладывают 1–2
прибавки для сотрудников в год с учетом инфляции. А если вы отличный
специалист с потенциалом — работодатель пойдет навстречу вашему
предложению отдельно оговорить этот вопрос в договоре.
2. Если момент подписания договора уже упущен, можно
набрать воздуха в легкие и отправляться к начальству. Только ни в коем
случае нельзя аргументировать свою просьбу личными проблемами —
болезнью, смертью родственника, предстоящим походом дочери в первый
класс или оформленным на прошлой неделе кредитом. Положа руку на сердце,
это никого не волнует, даже в дружном коллективе с прочными
горизонтальными связями и обращением к генеральному директору на «ты».
Столкнувшись с материальными проблемами и не имея возможности решить их
самостоятельно, лучше просить не прибавку, а разовую финансовую
поддержку.
3. Предлагая работодателю повысить зарплату, важно
объяснить, почему для него это выгодно. Допустим, кто-то из коллег
уволился, и вы взвалили на себя его работу, которая оценивалась в 30 000
рублей. Справедливо, что вы можете требовать прибавку за новые
обязанности и дополнительную ответственность. Но попросите 20 000 вместо
30 000, тем самым дав понять, что приняв ваше предложение, можно
сэкономить.
4. Привяжите ваше предложение к бизнесу и предложите
подсчитать и ввести систему оплаты производительности труда по KPI
(сверх фиксированного оклада). А лучше подготовьте такую систему сами
или единожды обратитесь к консультанту — это придаст вес вашему
предложению. «Я увеличу ваш доход на столько, сделаю столько-то, повышу
лояльность…», — это уже не просьба о деньгах, а выгодное для
работодателя предложение. И он от него, скорее всего, не откажется. К
тому же, увеличивать фиксированную заплату невыгодно из-за налогов, а
система KPI гораздо более гибкая. Если обдумать предложение тщательно, в
течение ближайших 3–4 лет о прибавке можно будет не вспоминать.
5. Полезно намекать на необходимость денежных
перемен обходными путями. Например, периодически скидывая начальству
статистику зарплат по отрасли. Работодатели часто живут в счастливом
неведении и полагают, что платят своим сотрудникам достаточно и даже
сверх того, и их стоит спускать на землю.
6. «Если вы не начнете платить больше, я уволюсь», —
бытует мнение, что эту фразу категорически нельзя произносить. И это —
миф. Конечно, подобное заявление является риском, и на него могут
ответить лаконичным «Да, пожалуйста, увольняйся». Или, решив, что вы
нелояльное звено, начать тихо искать вам замену. Но вы едва ли сильно
рискуете, если уверены в своей ценности для компании и рынка в целом.
А порой такие заявления — единственный способ напомнить о своем
существовании. Случается, про сотрудников забывают: например, работает в
какой-нибудь компании бухгалтер Марьиванна, незаменимый кадр, без
которого все рухнет. Старательно выполняет свою работу годами, но в силу
специфики работы, загруженности и свойственной ей скромности не
особенно светится. И начальство даже не думает о том, что стоит ее
поощрить. Если Марьиванна не хлопнет кулаком по столу — никто о ней и не
вспомнит.
7. И, наконец, нельзя работать в «черных» и «серых»
компаниях. «Черные» компании — это каменный век и работа «на барина»,
который сегодня любит и платит много, а завтра может резко разлюбить. И,
если в один прекрасный день вам заплатят меньше, вы никому ничего не
сможете доказать.
Алена Владимирская По материалам «Slon»
|