Животное борется со своим врагом до тех пор, пока оно его ощущает:
видит, слышит, чует. Агрессия животного — оборонительная, защитная.
Эгоцентричный человек продолжает бороться до тех пор, пока чувствует
себя униженным и обманутым. Даже когда враг уничтожен (т. е. врага
вообще больше нет) эгоцентричный человек не отрекается от униженного
образа «Я», от представления этого «Я», от эгоцентрического, бредового
мышления. Поэтому и случаются «необъяснимые» трагедии, когда вырезаются
целые деревни и кланы. Агрессия человека очень часто носит не только
оборонительный, но и деструктивный характер.
Например тот, кто хочет прослыть «суровым мужчиной», отрицает свою
мягкость и сентиментальность. Но если наблюдать внимательно, можно
заметить, что отверженные качества характера чаще всего во всей полноте
проявляются на бессознательном уровне. Поэтому ковбой, будучи суровым
участником родео, поет у костра щемящие душу песни. Кто
приспосабливается, демонстрируя внешне мягкую покорность, тот внутренне
преследует свою цель с расчетливой твердостью. Твердость и мягкость, эти
два противоположных полюса, удерживают равновесие с одинаковой силой.
У каждого, кто теряет гармоничное отношение к окружающему миру,
присутствуют два противоположных чувства себя одновременно. Осознанному
образу «Я» противостоит противоположный образ, который отрицается, и
потому остается неосознанным.
Людей, которые вращаются в своем эгоцентризме, называют
«невротиками». Невротик втягивает все (секс, имущество, престиж) в свой
эгоцентрический заколдованный круг. При этом ему необходим кто-то еще, в
качестве «сподвижника». Этот «кто-то» должен играть отводимую ему роль:
олицетворять то, что невротик отрицает у себя и одновременно
бессознательно проявляет. Но невротик нуждается в том, чтобы кто-то
другой воплощал в себе бессознательные проявления невротика. Все что
невротик отклоняет в себя, он взваливает на другого. Вместо того, чтобы
признать вину за собой, он ищет ее в другом, и заведомо преувеличивает
вину другого, которую он надеется найти.
Авторитарный человек отрицает свою неуверенность и подверженность
чужому влиянию. Поэтому ему необходим другой, кто позволяет влиять на
себя, и кто приспосабливается. Приспособленцу для удовлетворения своих
потребностей в безопасности и защищенности необходим свой авторитарный
человек, за которого он сможет уцепиться. Идеалист Дон Кихот дополняет
себя самого реалистом Санчо Пансой.
В случае противоречий и отягощенных конфликтами отношений нам необходимо научиться понимать:
- Что противоположные интересы существуют в конкретном человеке как «внутреннее противоречие».
- Что эти противоположные интересы взаимно компенсируются.
- Что осознаваемая сторона презирает и отрицает свой оборотный полюс, который по этой причине остается не осознаваемым.
- Что неосознаваемая сторона навязывается другому человеку, который
охотно или неохотно должен олицетворять собой эту роль. Поэтому каждый,
кто хочет избежать признания своих ошибок, сначала ищет вину в другом
человеке.
Очень полезно знать: противоречия перестают быть для нас проблемами и
конфликтами, когда мы научимся видеть их во взаимосвязи и понимаем сами
противоречия как взаимно дополняющие начала. Если мы осознаем это, нас
не злят противоречивые мнения и точки зрения. Осознав природу
противоречий, мы не страдаем от них.
Эгоцентричный человек так сильно захвачен тем, что он отрицает в
себе, и против чего постоянно борется, что он и о состоянии другого
человека думает так же, как и о своем. Эгоцентричный человек приписывает
другому то, каким сам не хотел бы видеть себя ни при каких
обстоятельствах.
Эгоцентрик воображает, что другой человек — точная противоположность
его самого. В этом причина неспособен эгоцентрика судить о другом
человеке объективно и разумно. Он упрекает другого именно в том, что сам
отрицает в себе.
Во всех разнообразных вариантах эгоцентризма важно ясно понимать:
- Эгоцентричный человек всегда проецирует на другого то качество, которое он считает неподходящим для себя.
- Непризнаваемое качество находится в противоречии с образом «Я»
эгоцентрика, поэтому он не просто отрицает это качество, но не смеет
осознать его.
- На основе понимания внутренней противоречивости эгоцентрика я
приучил себя к одному простому правилу, которое охотно отдаю вам для
размышления. Когда кто-то высказывает о ком-то другом заведомо ложное,
необъективное, гипертрофированное мнение (например: «он ведь настоящий
скряга» или «он большой хвастун» или «ему вообще нельзя доверять»
и т. д.), то я предполагаю, что эгоцентрическое суждение описывает
именно то качество, которым этот «судья» сам обладает, но у себя он его
отрицает. Поэтому я дополняю все подобные высказывания тремя словами:
«как и я сам». Тогда звучит полная информация.
Не только преувеличенные высказывания, но и неадекватные формы
поведения объяснимы с точки зрения эгоцентризма. У многих людей есть
скрытый отрицаемый противоположный полюс. Нередко мы встречаем
авторитарных персон, которые ведут себя агрессивно или высокомерно и
заносчиво: некоторые родители по отношению к детям, некоторые начальники
по отношению к сотрудникам, некоторые супруги по отношению друг к
другу. Все они с легкостью упрекают других. Что хочет побороть в себе
эгоцентрик? Что он отрицает, потому что это противоречит его образу «Я».
Авторитарный человек опасается своей подверженности чужому влиянию.
Вместо своей подверженности чужому влиянию и собственной зависимости он
хочет утвердиться при помощи авторитарной жесткости. Поэтому, только
поэтому, он ведет себя авторитарно, агрессивно, или высокомерно.
До тех пор, пока мы чувствуем себя внутренне свободными и
самостоятельными, мы можем без искажений воспринимать разные побуждения.
Можем свободно решать, что хотим одобрить или отвергнуть конкретное
побуждение. У авторитарного эгоцентричного человека все по-другому. Для
него не существует реально-объективное суждение. Над ним властвует идея
защиты своего образа «Я». Поэтому он чувствует опасность, исходящую от
других людей, и такую же опасность в тех ситуациях, когда события
развиваются не так, как хотелось бы ему. Но подверженность чужому
влиянию находится в противоречии с авторитарным образом «Я», поэтому
эгоцентрик отрицает ее у себя и навязывает ее другому, который должен
взять на себя роль человека, подверженного чужому влиянию и покорного.
Если эгоцентрик не может защититься, он превращается в
приспосабливающегося. Авторитарный человек и приспосабливающийся
образуют парно-партнерские отношения. Такие отношения можно наблюдать у
супружеских пар, среди братьев и сестер, среди друзей, в трудовых
коллективах.
Настоящее самоуважение относится к нормальным чувствам себя. Эти
чувства, как мы уже установили, не осознаются теми, кто ими обладает.
Поэтому более-менее опытный взгляд легко распознает истинное положение
вещей: люди, много рассуждающие о своем самоуважении, чаще всего
оперируют лишь своим гордым образом «Я».
Мне вспоминается сорокалетняя представительная секретарь, которая
чувствовала себя оскорбленной в своей гордости, потому что шеф явно
обманул ее.
Секретарь серьезно обдумывала возможность увольнения со своего во
всех отношениях привилегированного места. Я поинтересовался, в чем же
заключается обман. Секретарь привела мне последний пример: «Вчера после
обеда шеф сказал, что поедет домой, чтобы там, где ему никто не мешает,
подготовиться к общему собранию. Он не хотел, чтобы его беспокоили даже
телефонными звонками. Но я узнала, что он меня обманул. На самом деле
шеф сначала пошел играть в теннис, а потом плавать». В данном случае
соответствует ли действительности утверждение, что проблемы и конфликты —
это такие ситуации, которые не рассматриваются нами во взаимосвязи, как
дополнения друг другу? Очевидно, что авторитарный человек и
приспосабливающийся дополняют друг друга. А в чем заключается
«дополнение» в случае с лгущим шефом?
В нем самом. Он лжет ради себя: ему хочется уклониться от неприятной
подготовки к общему собранию, поэтому он идет играть в теннис и плавать.
Для него это бегство от себя. Поэтому он и лжет — сам себе.
Секретарь же приняла ложь на свой счет и поэтому чувствует себя
оскорбленной. И это уже ее собственная эгоцентрическая неправильная
точка зрения. В действительности шеф хочет отречься от своего постыдного
бегства от себя — оно противоречит его тщеславной самодисциплине и
организованности. Он лжет ради себя самого.
Если мы эгоцентрируем проблемы, то мы не решаем их, а превращаем в
личный конфликт. Все, что является несоответствующим позитивному чувству
себя: агрессию, унижение, лесть, обман, не следует эгоцентрично
принимать на свой счет. Нам необходимо научиться изменять полюс нашей
позиции в ситуациях, когда мы чувствуем себя смущенными, разгневанными,
оскорбленными. Изменять полюс означает не эгоцентрировать проблему, а
объективизировать ее. Осознавать, что перед нами «проблема другого
человека», и понимать, как другой человек переоценивает себя и
одновременно недооценивает.
Противоположные чувства себя дополняют друг друга и создают
эгоцентрическое равновесие. Кто может переменить полюс своей
эгоцентрической позиции — объективизировать его, тот не сердится и не
разочаровывается. Он видит любую ситуацию такой, какая она есть на самом
деле, поэтому проблема решается. Он избавлен от конфликтов. Кто судит
объективно, тот ведет себя мудро.
Мысли и выражения такого рода: «Какая подлость», «Этого я не
позволю», «Этого мне не надо», «Я ему докажу», «Они у меня — еще
попляшут», «Эти идиоты» — явные сигналы тревоги, которые оповещают нас о
том, что мы уже вращаемся в эгоцентрическом заколдованном круге. Так
происходит с нами, если мы не меняем полюс и не объективируем, а
наоборот, эгоцентрируем каждую мелочь: невнимательность, дурное
настроение, дождливую погоду или край стола, на который мы наткнулись.
Эгоцентрирование осуществляется тогда, когда мы все оцениваем со своей
колокольни: «Эта вечная дождливая погода действует мне на нервы», «Этот
дурацкий край стола меня раздражает», «Действительно, его отношение ко
мне — это уж слишком», «Его скверное настроение постепенно делает меня
больным», или «Я осел», «Все же я тупой».
Противоположным полюсом для того, кто чувствует себя неполноценным и
малозначимым, служит завышенная потребность в признании. Из-за того, что
осознанный образ «Я» не может удовлетворить завышенную потребность в
признании, человек ищет другого, кем он сможет восхищаться и кого он
сможет идеализировать. Человек мечтает о том, прославляет того, кем сам
хочет быть. Поэтому понятно, почему молодые люди, которые считают, что
сами ничего из себя не представляют становятся, фанатами своих кумиров и
восторгаются ими с безумным энтузиазмом.
Мы помещаем себя в «тюрьму без окон», тюрьму эгоцентризма, из которой
путь в реальную жизнь, к настоящей самореализации замурован.
Люди-узники чувствуют, что они так и не стали по-настоящему зрелыми,
взрослыми людьми. Вместе со своими снами наяву они погружаются в мир
иллюзий. Они полагают: «Правильная жизнь у меня еще впереди, все, что
было до этого, не могло быть правильной жизнью». Эти слова сказала мне
женщина, одна из красивейших кинозвезд Германии, в откровенном
разговоре. И было ей тогда сорок два года.
Эгоцентрик ограничивает всю свою жизнь, окружающих людей, любовные
отношения и партнерство, профессию и интересы, играя «в роли» с другим
человеком.
Эгоцентричный человек всеми способами преследует выгодную для него
цель. Это проявляется в использовании другого человека. То же
повторяется и в случае, когда эгоцентрик использует другого только для
того, чтобы отвлечься от внутреннего одиночества и скуки. Иногда эту
роль исполняет постоянно включенный телевизор, иногда — бульварная
газета. Кто заметит, насколько часто он проявляет интерес к другому
человеку исключительно ради выгоды, тот может оценить, сколько времени
он уже провел замурованным в «тюрьме без окон» своего эгоцентризма. Он
понимает, что большую часть своей жизни принес в жертву своему образу
«Я», то шагая по тропе тщеславия, то чувствуя себя стесненным. А того,
кто не осознает свою эгоцентрическую ограниченность, эгоцентризм
опутывает неудовлетворенностью, депрессией, страхом.
Страх может проявляться как боязнь разнообразной ограниченности:
закрытых помещений, кинозалов, лифтов, туннелей. Или наоборот, как
боязнь простора и потерянности на улицах и площадях, при входе в
ресторан, при общении с большой группой людей, в незнакомых ситуациях, в
темноте.
Страхи, вызванные эгоцентрическим заколдованным кругом, не только
очень разнообразны по форме, но и переживаются по-разному: как
осознанная боязнь чего-то, как слабо осознанная депрессия и т. д. Но
страхи этого круга могут существовать и совсем на бессознательном уровне
и проявляться как психосоматические нарушения: головные боли, боли в
спине и в горле, нарушения желудочно-кишечного такта, сна и т. д. Или
как тяга слишком много курить, есть, пить, употреблять наркотики.
Страхи и завышенные требования, депрессии и иллюзии,
психосоматические нарушения и заместительные действия — все это
бессловесные признаки эгоцентрического противоречия.
Макс Люшер (Max Lusher) По материалам «Elitarium»
|