Обесценивание
Начальник управления клиентского обслуживания банка проводил
совещание. Один из сотрудников с воодушевлением рассказывал, как
встречался с главой компании, которой необходим крупный кредит, и почти
договорился о сделке. Но начальник его практически не слушал. За полгода
работы этот клиентщик не раз говорил о сверхприбыльных предложениях, а
толку никакого. Выдержав три минуты, начальник сказал: «Ну, хорошо.
Понятно», — и выбросил эту информацию из головы. А через неделю узнал,
что тот самый потенциальный клиент заключил аналогичную сделку с
банком-соседом. Если бы он не проигнорировал информацию сотрудника, то
понял бы, что на этот раз речь идет о реальной сделке. Что подвело
руководителя? Негативная установка в отношении сотрудника: «Он —
источник недостоверной информации».
Негативная установка проявляется в том, что мы воспринимаем человека
не в целом, со всеми его достоинствами и недостатками, а лишь как
носителя ярлыка — «сплетника», «пофигиста», «лентяя» и т. д. Мы
распространяем негативную оценку не только на его личностные и деловые
качества, но и на информацию, которая от него исходит, тем самым
обеспечивая себе легитимное право не слушать. Отрицательная установка
становится своего рода фильтром, сквозь который просачивается только
часть информации. А бывает, мы обесцениваем человека полностью — и
вообще отметаем все, что он говорит, заведомо обнуляем значимость его
слов.
Как формируется негативная установка? Возможно, человек не оправдал
наших ожиданий или мы услышали нелестные отзывы о нем от людей, которым
привыкли доверять. Иногда такое отношение со знаком минус возникает
неосознанно и необъяснимо для нас самих, на основании каких-то
негативных ассоциаций, скрытых «посланий из прошлого». А бывает, в
основе негативной установки лежит всего один признак, который для других
ничего не значит, а нам говорит о многом. Помните, как в фильме «Москва
слезам не верит»: «Чего можно ждать от мужчины, у которого грязные
ботинки?»
Идеализация
Но бывает и наоборот: мы оказываемся под влиянием положительной
установки, и тогда нам нравится и то, что человек говорит, и то, как он
это делает. Нам кажется, что все его слова весомы, значимы, достоверны и
не подлежат ни сомнению, ни критике. Мы слепо ему доверяем и уже не
отдаем себе отчета в том, что его мнения внедряются в нас на уровне
убеждений, незаметно начинают управлять нашим поведением и мы
воспроизводим их как наши собственные.
Так, руководитель производственного предприятия, получив информацию о
том, что коммерческий директор за его спиной ведет переговоры с
поставщиками сырья, увольняет его, даже не выслушав объяснений. Слов
сотрудника службы безопасности оказалось достаточно. Почему руководитель
послушал безопасника, а не директора, с которым успешно проработал бок о
бок пять лет? Откуда такой кредит доверия?
Год назад этот специалист, проверяя корпоративную почту, заметил
утечку информации и сообщил об этом руководителю компании напрямую.
Безотлагательно были приняты меры, конкуренты не узнали о
бренд-стратегии нового продукта, и проект был спасен. Потом было еще два
случая, когда этот сотрудник зарекомендовал себя как человек, стоящий
на страже интересов компании. Так он заработал авторитет «спасателя». И
теперь каждое его слово генеральный воспринимал как руководство к
действию без дополнительной проверки.
Это типичный пример положительной установки. Как она возникает?
Человек совершает значимый поступок, который удовлетворяет наши базовые
потребности — в безопасности, в заботе, в уважении, в любви, в общении. В
детстве за это «отвечают» родители, а во взрослой жизни появляются
другие значимые для нас люди. Мы знаем, что на них всегда можно
опереться, наделяем их способностью быть полезными для нас и навешиваем
ярлык «защитника», «спасателя», «правдолюбца» и т. д. А потом включается
механизм идеализации — начинаем превозносить их, преувеличивая
значимость всего, что они делают и говорят.
Часто мы идеализируем тех, с кем можем себя идентифицировать.
Например, мы встречаем человека, с которым в чем-то совпадаем: родились в
одном городе или учились в одном вузе, или так же, как он, серьезно
занимались плаванием и т. д. Одно совпадение автоматически потянет за
собой другие, найдутся новые точки соприкосновения, а дальше
сформируется позитивная установка: «Мы с тобой одной крови». В
результате мы потеряем способность объективно оценивать и человека, и
его слова: «Верю, как себе».
Тест на объективность
Безусловно, отрицательные и положительные установки есть у каждого. И
во многом именно они определяют наше отношение к поступающей
информации. Но неверно было бы считать, что это — безусловный вред.
Слушание — процесс трудоемкий, требующий концентрации внимания и
напряжения, поэтому слушать долго и при этом внимательно невозможно, да и
не нужно. Иногда даже полезно принимать информацию в целом, не вдаваясь
в детали. И тогда установки помогают нам экономить силы и время. Но в
деловой жизни есть ситуации, когда важно выслушать объективно, не
преуменьшая и не преувеличивая значимость слов.
Как заблокировать механизмы обесценивания или идеализации? Как
научиться воспринимать информацию вне зависимости от отношения к ее
источнику? Существует много разных техник. Вот одна из них. Нужно
представить, что всю эту информацию излагает другой человек. Например,
мы слушаем того, кого не ценим, и думаем только об одном: «Скорее бы он
закончил! Снова несет какую-то ерунду!» Попробуем представить, что то же
самое говорит человек, к которому мы относимся с симпатией и уважением.
И наоборот, если мы восхищаемся говорящим и готовы безоговорочно с ним
соглашаться: «Да, точно, все так и есть!», — представим, что сейчас
перед нами другой, кого мы не воспринимаем всерьез и чаще всего слушаем
вполуха. В какой-то мере это поможет нам увидеть, как искажается
информация в зависимости от установки.
Обесценивание и идеализация — это по большому счету защитная реакция
людей, восприятие которых в большей мере регулируется эмоциями. Но
успешный человек старается воспринимать информацию объективно, по
крайней мере в тех ситуациях, когда вопрос касается принципиально важных
вещей. Он умеет отделять зерна от плевел — эмоциональное от
рационального, субъективное отношение от объективной информации. Он
пытается смотреть на собеседника с интересом, непредвзято, как будто
видит его в первый раз, понимая, что может получить от него новую и
значимую информацию. Он способен отстраниться от ситуации и посмотреть
на нее со стороны — с позиции деловых интересов.
Казалось бы, что в этом сложного? Теоретически ничего, но практически
это сверхсложно, поскольку здесь задействованы глубинные
психологические механизмы. Выскочить из привычной колеи, справиться с
эмоциями, избавиться от стереотипов восприятия — все это требует
концентрации и подготовки. Зато эффект превосходит ожидания. Совсем
недавно топ-менеджер девелоперской компании, выполнив такое «домашнее
задание», рассказал, что многое увидел совершенно по-другому и принял
два важных, неожиданных для себя решения. Так, может быть, стоит
попробовать?
Марина Мелия По материалам «Ведомости»
|