Для
начала расскажу старую восточную притчу.
Один человек учился восемь лет в чужих странах странной науке
физиогномике, помогающей по лицу понимать других людей. Проучившись,
поехал он на осле в родной город. В дороге поиздержался и начал уже было
подумывать о подработке… Как вдруг увидел на окраине города человека,
который стал очень активно зазывать остановиться в его доме, потому что,
дескать, скучно ему одному, и истории путников — это единственная его
радость. Усомнился наш герой поначалу: согласно науке, на которую он
потратил 8 лет и все деньги, лицо этого человека не предвещало ничего
хорошего. Но уж так он ласково зазывал и так улыбался! «Нет, зря я
изучал эту дурацкую науку!» — подумал путник и принял приглашение.
Прогостил он неделю, и все было очень хорошо и уютно — только путника
сжигало сожаление: «Ничего не дала мне эта наука! Если бы я ей поверил,
то обидел бы такого отличного человека!». Но когда он решил отправиться в
дальнейший путь, вдруг добрый хозяин выставил ему счет, в который он
включил и постой, и питание, и даже рассказы по вечерам. По этому счету
путнику пришлось отрабатывать 3 месяца, но он был счастлив: все же
8-летняя учеба не прошла даром!
Как правило, все мы хотим:
- понимать, правду ли нам говорят;
- прогнозировать решения партнеров;
- знать, обманут нас или нет;
- противостоять манипуляциям или же, напротив, научиться
манипулировать.
Итак, давайте задавать вопросы и пытаться на них получать ответы.
«Да» и «нет» не говорите
«— Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос
всегда
можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно.
— Представь
себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас
задам тебе простой
вопрос, и ты сама в этом убедишься.
Вот, слушай! Ты перестала пить
коньяк по утрам,
отвечай — да или нет?»
Астрид Линдгрен,
«Малыш и Карлсон»
Нам всегда интересно отношение других людей к нам. Многие люди
начинают изучать и учить наизусть книгу Алана Пиза. В его книге есть
очень много расшифровок и комментариев. «Если он сложил руки на груди —
значит, он не хочет с вами разговаривать» — правдоподобно, конечно, но
все же напоминает бред. Однако, на мой взгляд там есть всего одна очень
правильная мысль, избавляющая от необходимости заучивать книгу наизусть —
это мысль о том, что универсальных советов нет — надо наблюдать и
сопоставлять, что человек делает, с его позами и жестами. Можно стать
этаким Николаем Николаевичем Дроздовым и, как за птичками-рыбками,
пчелками и бабочками, наблюдать за живой природой — своими окружающими.
Люди меняются в лице («с лица спал», «на лице написано»), эмоции меняют
нашу мимику, мысли выражаются в движениях тела и рук…
О технологии. Воспользуемся всеми правилами юных
натуралистов. Сначала надо наблюдать, сопоставлять, а делать выводы —
уже потом. Чтобы узнать, как человек реагирует, если говорит совершенную
правду, задайте ему вопрос, в абсолютной положительности которого
сомневаться не приходится. Например: «А Вас зовут Валерий Игоревич?».
Если человека действительно так зовут, вы получите абсолютно
положительную реакцию. Отметьте, как это «да» отражается в позах,
мимике, движениях рук. Поспрашивайте человека и на нейтральные темы. «Не
Ваша ли это девятка во дворе?». Если его, получите опять абсолютное
«да», если же он приехал на мерседесе — абсолютное «нет»… Впоследствии
Вы сможете выделить общие признаки безусловного согласия. Так же
намеренно совершите ошибку и посмотрите, как человек совершенно точно не
согласится. Не торопитесь, накопите наблюдения. И вот, когда будете
готовы, задайте тот самый сокровенный вопрос (любит — не любит, надежный
ли партнер, сделает ли в сроки, есть ли деньги…). Здесь очень важно
правильно сформулировать вопрос, чтобы не задать вопрос, как Карлсон — и
не получить третий вид реакции, замешательство. Если вы некорректно
сформулировали вопрос, получите некорректный ответ. Если спросить у
Миши, женится ли он на Маше, а он ее даже и не знает (вариант: если вы
спрашиваете про поставки арматуры у человека, который отвечает за
напольную плитку) — какую реакцию вы можете получить?
Итак: «Миша, Вы меня любите (могу я рассчитывать, что получу
оборудование в сроки? Будет ли у нас подниматься зарплата?)» И еще до
того, как вы услышите ответ, вы его — увидите. Если человек ответит «да»
и реакции будут совпадать, вы можете быть спокойны. Более того, если
человек ответит «нет» — а реакция тела будет показывать «да», вы тоже
можете не так сильно волноваться: это обнадеживает, если в подсознании
человека все же есть стремление к положительному ответу. Но вот если он
говорит «да», а вы читаете «нет» — насторожитесь, начинайте простукивать
ситуацию, искать предохранители и другие варианты… Человек будет, может
быть, очень удивлен: он же ответил вам «да». Но лучше все же, не
подражая нашему герою из восточной притчи, доверять своему 8-летнему
образованию…
И самое важное — не стригите всех под одну гребенку. Один человек
будет держать руки на груди, потому что ему холодно, другой — потому что
«берет себя в руки», третья — чтобы подчеркнуть красивую грудь…
Итак, о том, что существуют два параллельных языка — жестов и слов —
мы уже начали говорить. И если их информация совпадает (человек говорит:
«Я очень рад!» — и его глаза сияют, он энергичен, улыбка искренняя) —
это называют сложным словом конгруэнтность (соответствие). Конгруэнтной
реакции можно верить. А если же жесты и слова противоречат друг другу —
надо задуматься. Продолжим практику наблюдений.
Человек говорит: «Я люблю свою работу» — и постукивает кулаком по
столу? «Я совершенно спокоен» с трясущимися руками и напряженной спиной?
«Я очень люблю свою жену» — от человека, который уже 10 минут
бессознательно мнет фото жены? Красный свет! Не верьте, насторожитесь —
так же, как если при «приятном во всех отношениях» разговоре ваш
собеседник вдруг начинает сжимать кулаки, «выпускать когти», выставлять
вверх средний палец… Все это люди делают бессознательно — но ничего не
бывает случайного в нашем теле! И выступающий, который рассказывает,
какие безумные прибыли принесет предлагаемый им проект, совершенно зря
держит за спиной руки с фигами. Всем, кто видел эту спину, заранее ясны
результаты.
«Не надо учить меня выступать! Я обожаю выступать!» — кричал на меня
некий политик. Правда, почему-то, видимо, не зная о том, что мозг любит
выступать, тело давало на выступления странные реакции — красные пятна и
испарину. Этот политик объяснял такую реакцию всегда тем, что «в
аудитории очень душно!». Одна беда — и при выступлениях на улице «
духота», видимо, сохранялась.
Сексуальные жесты тоже очень интересны: чем сильнее табу, чем более
суровые пуритантские нравы, тем больше мы увидим бессознательных
сексуальных жестов — от поглаживаний краев чашек и закидывания волос до
скольжения рукой по цепочке и поглаживания галстуков. Бессознательное
кричит и не дает нам сильно врать. Если вы знаете об этом — вы,
во-первых, начинаете следить за своими жестами (это может быть и защитой
— и нападением, можно же и спровоцировать жестами ту или иную
реакцию!), а во-вторых, это становится таким универсальным ключом,
открывающим потайные дверцы душ других людей.
Чем сердце успокоится!
Возьмем более сложное общение: нам надо не просто получить ответ «да»
или «нет», нам надо знать, «где у него кнопка».
Эту кнопку можно легко найти, если пронаблюдать, какую из трех
классических ролей человек с вами играет. Об этих классических ролях
писал в своей гениальной книге «Игры, в которые играют люди», Эрик Берн.
Эти три роли — Родитель, Взрослый и Ребенок. «Да я, конечно, взрослый, я
человек серьезный, у меня большая ответственность!» — скажете вы… Стоп,
стоп, стоп… Давайте продолжим наблюдения натуралиста.
Обычная жизнь офиса. Все приходят на работу с одинаковыми серьезными
лицами и в одинаковых деловых костюмах. Кто-то приходит раньше, кто-то
попозже… И вот совсем запоздавший человек входит в комнату, где сидят
его коллеги — равные по статусу, примерно одного возраста, плюс-минус
тридцать. Один из коллег смотрит на часы и вдруг на глазах превращается в
этакого «дяденьку за 50», начинает наливаться кровью, тыкать пальчиком и
обвинительным тоном вещать: « Опять на 10 минут позже!». Так и хочется
продолжить: «А ну, иди в угол!» Мы видим явного Родителя, поучающего,
воспитывающего… Опоздавший сотрудник превращается так же мгновенно в
7-летнего ребенка: «Нуу, Вааася, ты же знаешь, какие пробки!» —
заискивающе смотрит и, может быть, даже по-детски шаркает ножкой,
склонив голову. Все его лицо изображает детское страдание — скорбная
складка у рта, морщина между бровями. «Я настолько беспомощен, что можно
взять с ребенка?!» — как бы спрашивает эта фигура. Если «дядя»
удовлетворен, игра закончена. Если же нет, то она идет по нарастающей,
«дядя» продолжает вещать истины с суровым лицом: «А кого волнуют пробки?
Ты что, не знаешь, что в Москве пробки? Не надо ездить на машине, если
не умеешь рассчитывать время!» И ведь он в этот момент абсолютно
конгруэнтен — он уверен, что он прав, он искренне предполагает, что
сообщает коллеге нечто важное, просто он завис в позиции Родителя.
Не надо думать, что все ругающиеся — Родители. Родители могут быть не
только сердитые, но и добрые — от этого они не перестают быть в
родительской позиции. Вот уже рядом с Васей Маша вскинулась и стала
причитать: «Петенька, ну, что ты, со всеми бывает, пойди чайку себе
налей, главное, ты настройся теперь на работу — и все у тебя получится!»
Это мамочка-бабушка-квочка заговорила, у нее инстинкт — защитить
дитятко от мира, потому что он маленький и беспомощный.
Да и ребенок может быть не только слабым и тихим: например, совсем
другой классический Ребенок — безответственный шалун Карлсон, которого
так любят дети и так не любят серьезные воспитатели. Почему же и бедный
Малыш, и веселый Карлсон — Дети? Потому, что основное в «детской»
позиции — абсолютная спонтанность и позиция «я ни за что не отвечаю».
Люди в позиции Ребенка могут ворваться в офис во время переговоров с
криком: «Жизнь прекрасна!» — и не поймут вас, если вы будете делать
замечания. Они обидятся — и их эмоции вы легко прочитаете на лице. В
любой компании обязательно есть заводила, который придумывает веселые
приключения и подвиги, правда, отвечать за эти подвиги приходится всем
остальным.
Давайте для примера рассмотрим анекдот, который очень хорошо
иллюстрирует классические роли.
Театральная труппа выехала на гастроли в городок в российской
глубинке, все, что с собой взяли, выпила еще по дороге, а в глубинке
пить оказалось нечего. И тут один смельчак вызывается: «Я сейчас решу
все!». И звонит в театр: «Это ваша труппа! Если вы не пришлете 4 ящика
водки, мы на сцену не выйдем!». На том конце трубки раздается вопрос: «А
Вы знаете, с кем разговариваете?! С Директором театра! Вы немедленно
идете под душ, а в 16.00 идете на репетицию, и если вы не выйдете на
спектакль, я вас выкину из театра!». Тогда артист спрашивает: «А Вы
знаете, с кем разговариваете?» — «Нет!». Он аккуратно опускает трубку на
рычаг со словами: «Вот и славненько!».
Казалось бы, хорошо закончившаяся история. Детский порыв смелого
артиста не был наказан. Но давайте теперь отсмеемся — и подумаем о
последствиях этой истории. Если на том конце трубки была спокойная
интонация, значит, директор был в позиции Взрослого — он четко понял
ситуацию, принял меры, просчитал все варианты. Если интонация была
обвиняющая — это говорил Родитель (скорее всего, здесь должна была бы
быть еще реплика что-то вроде «Вы понимаете, что Вы делаете?!»). И если
это был Родитель, то что будет потом, когда труппа вернется? Он накажет
всех подряд, не очень интересуясь, кто ему звонил, не разбираясь, кто бы
прав и кто виноват — «чтобы проучить», «чтобы неповадно было». И
спонтанная детская радость звонившего актера будет обязательно иметь
свои последствия — в труппе наверняка найдется еще один ребенок, который
захочет сделать приятное «папе» и «сдать» коллегу…И все это будет
совершенно не про дела, а про игры, в которые люди играют. И в которые
надо уметь играть.
Важно запомнить одно: если мы говорим о деле, то нормально о нем
говорить можно только из позиции Взрослого: понимая последствия каждого
шага, простраивая перспективы, беря на себя ответственность.
Знать о трех ролях бывает полезно не только при выстраивании
отношений — это очень важная вещь, например, в рекламе и маркетинге.
Например, зная, что упаковка и яркие краски погружают людей в состояние
детства, когда не хочется думать о последствиях, а хочется быстро взять
то, что блестит, маркетологи разрабатывают соответствующие упаковки,
мерчендайзеры придумывают раскладки продуктов в магазинах… И вот
спонтанный «ребенок» 50 лет покупает себе сапожки на все деньги, которые
были в кармане в день зарплаты: «Ну, так хотелось!». Разумеется,
Родитель, который живет у него в душе, будет потом его пилить: «Как ты
могла купить? На что ты теперь будешь жить!»… Но «ребенок» будет потом
еще много лет восхищаться этим шагом: «Дааа, вот это был поход!».
Удачливее всего в общении люди, которые легко переключаются из роли в
роль и умеют подстраиваться под собеседника. Это очень важно в коротких
отношениях: что толку, что на родительский наезд вы ответите таким же?
Это только приведет к конфликту. Понаблюдайте, если человеку так приятно
общаться с вами, как с Ребенком, может, стоит войти в эту роль — и
больше выиграть?
В длительных отношениях, особенно если кто-то из двух зависает в
одной роли, это сложнее. Двум детям вместе весело — до первого
милиционера или до первого слова «деньги кончились». Двум взрослым
будет, о чем поговорить, но отдыхать им будет вместе скучно. Два
родителя друг друга сживут со свету: «Мои правила лучше!». Замечено, что
сложившиеся семейные пары, как правило, комплиментарны: жена играет
мамочку при муже, муж — строгого родителя при тихой жене…
Понаблюдайте за приоритетными ролями ваших коллег и друзей. Оцените,
для чего подходит или не подходит тот или иной человек, как с ним
выстроить отношения, которые будут комфортны для него — и для вас.
Кто любит ушами
Есть еще одна типология, с помощью которой, понаблюдав за окружающей
вас средой, можно органично и хорошо выстраивать комфортные отношения.
По поведению человека можно понять, условно говоря, «на какую приманку
ловится», и наоборот — «на какие грабли наступает».
Опять достали свои микроскопы — и наблюдаем. Вот разговаривают два
человека. Один постоянно отходит подальше, размахивает руками, быстро
говорит отрывистыми фразами, время от времени глядя наверх… А второй
пододвигается к нему ближе, то за пуговицу подержит, то за руку… В конце
концов назревает конфликт: «Что ты все время убегаешь, я тебя так не
чувствую!» — «Да ты мне всю картину загородил, я не вижу, как тебе все
это обрисовать!».
И ведь никогда не поймут друг друга, будут раздражать и раздражаться…
А всего-то надо знать очень простую вещь: люди из 5 органов чувств
выбирают приоритетным тот, которым описывается их карта мира. Даже один
номер гостиницы трое живших в ней ваших друзей опишут вам по-разному.
Один скажет: «Это ужас, там плохо пахнет и кровать продавлена, и душно
невозможно!». Другой: «Номер отличный, ты бы видел, какой из него вид,
сколько солнца! И мебель такая симпатичная, беленькая!». А третий:
«Номер как номер, только вот звукоизоляции никакой и дверь все время
скрипела».
Итак, если человеку интереснее картинки, виды, если он всегда
подбирает одежду в тон и замечает это в других, если он ценит симметрию и
готов ехать в белом костюме на дачу, только чтобы было красиво — это визуал,
человек, постигающий мир глазами. Визуалы говорят быстро и резко, часто
смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая
дистанция — потому что «лицом к лицу лица не увидать», нужно поле
зрения. В их тексте будут слова «смотри», «ясно, как день»,
«по-видимому»… Общаясь с этим человеком, не рассказывайте ему, а
показывайте. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график, а уж
если это будет яркий график — визуал будет просто счастлив. Лучше всего в
разговоре и объяснениях стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую
для вас обоих перспективу.
Если же у человека в комнате бардак, но зато он, протянув руку,
возьмет все, что ему понадобится (слева — чашка, справа — мобильник,
чуть дальше книжка), быстро и удобно. Если он подбирает одежду не по
цвету, а по фактуре — «чтобы мягко» или «чтобы гладко», а автомобиль
возьмет любого цвета — лишь бы было комфортно в нем сидеть…Если он
смотрит чаще вниз, легко краснеет и глубоко дышит, а общаясь, постоянно
что-то крутит в руках, теребит и трогает собеседника — это кинестетик.
Приносите ему письма или отчеты на хорошей приятной на ощупь бумаге,
обеспечьте его мягким креслом на рабочем месте… Если визуалу легко
принять решения — надо это делать быстро и одновременно несколько, то
кинестетик, чтобы принять решение, должен в нем обжиться, его
почувствовать, прожить, окунуться в него. Не давите на него: он созреет.
Для него думать — это чувствовать, а чувства тела небыстры — оно имеет
долгую память.
Третий тип людей — «слушающие», аудиалы. Аудиала
может вывести из себя даже скрип половицы. Это не повод для скандала? Вы
так думаете?! Ему важны все повышения и понижения голосов, сам он
говорит ритмично и размеренно — либо, напротив, мелодично и сам обожает
слышать свой музыкальный голос. Он сам себе кивает в ритм своей речи —
и, слушая, поворачивает к говорящему ухо. Рассказывать он будет очень
обстоятельно, со всеми деталями — и если он будет пересказывать сериал,
то вы узнаете все реплики героев дословно. И не пытайтесь его ускорить и
говорить: «Все ясно, дальше!» — это все равно что кричать магнитофону.
Нельзя пропустить! Речь — не цель, речь — это процесс! Путь к сердцу
этих людей лежит через музыку. Одновременно слушать и разговаривать
аудиалу сложно, поэтому, если нужно его изолировать на время, поставьте
послушать что-то незнакомое… (если знакомое — он будет подпевать).
«Женщины любят ушами!» Какая неправда! Это аудиалы любят ушами! Кстати, а
женщины — визуалы любят глазами. И мужчины тоже. Говорите аудиалу о
любви словами, не надейтесь, что он поймет по взгляду или по вздоху.
Если он не слышит слов любви, пусть даже ваша любовь горит в глазах и
отражается в жестах — он будет несчастен.
Ну, что же, натуралист, во-первых, может определить, к какому разряду
относится он сам — тоже небезынтересное знание. А во-вторых, может
теперь понять, на каком «языке» говорить с этими «иностранцами» —
другими типами людей. Навыки перевода своей мысли на чужой «язык»
вырабатываются путем долгих упражнений. Что это даст? Ровно втрое
увеличится количество людей, с которыми вам будет интересно общаться.
Желаем вам удачных наблюдений и выводов. И помните — этому
интересному процессу нет предела. Зато сколько пользы! Поняв вкус
наблюдательской позиции, можно приобрести хорошую привычку — и хорошие
отношения. В результате зеленый сигнал светофора будет светить нам
раньше, чем другим — чего, собственно, и хотят все добиться, мечтая о
чтении мыслей.
Татьяна Мужицкая
По материалам «Клерк.Ру»