Каталог статей
Основные правила «техники безопасности» делового общения
Психологическая
подготовка к деловой беседе и настрой на партнера — дело очень важное,
но не решающее. Результат зависит от вашей подготовленности, но
определяется тем, как вы построите сам разговор. Для того чтобы не
совершать очевидных ошибок в построении беседы, предлагаем
воспользоваться следующими основными принципами.
- Рациональность. В ходе беседы необходимо вести себя
сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет эмоции. Почему?
Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно сказываются на
решении. Во-вторых, существует психологическое правило, которое гласит:
«В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и
рациональность — лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.
- Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Ведь
он(а) пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение.
Но из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А
это вызывает раздражение и может привести к тому, что собеседник не
поймет вашу позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по
общению (а изменить ее в нужном направлении — ваша цель), следует ее
понять.
- Внимание. Установлено, что в процессе беседы
уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда,
когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на
протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом,
что в процессе получения информации ему время от времени требуются
перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно рассеивается, и ваш
собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из
разговора. В такие моменты следует вербально или невербально привлечь
его внимание, восстановить разорванный контакт.
- Достоверность. В беседе не следует давать ложную
информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический
выигрыш (а он иногда бывает) может обернуться стратегическим поражением.
- Разграничение. Установление границы между
собеседником и предметом разговора — очень важный психологический
принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит
партнер, с ним самим (его личностными качествами) или даже с нашим
отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным
собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное
отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет
объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать,
обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а не
на то, кто и как сообщает. Короче говоря, отделение фактов от мнений
(оценок), а мнений от эмоций является принципом построения
конструктивной беседы.
Названные принципы проведения деловой беседы носят достаточно общий
характер. Специалисты в области психологии общения конкретизировали их и
составили правила проведения деловой беседы. Эти правила можно было бы
назвать «техникой безопасности» при деловом общении.
1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует
двойной интерес:
- относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,
- относительно своего взаимодействия с партнером.
Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается,
но и о том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения.
Сохранение хороших (конструктивных) отношений — цель не менее важная,
чем обмен информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать
некоторые темы с нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.
Психологи рекомендуют на каждом этапе вести разговор так, чтобы он
способствовал развитию ваших отношений с подчиненными, а не мешал им.
Проблема заключается в том, что отношения обычно увязываются с предметом
беседы, с темой разговора. Поэтому:
- не делайте поспешных выводов о намерениях вашего собеседника, исходя
из собственных опасений. Не принимайте собственные страхи за его планы.
Ваша проблема — не вина партнера. Обвинять его — самый легкий способ,
даже в том случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и
справедливы, но обычно непродуктивны. Ваше наступление вынуждает
оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы
сообщаете;
- внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное.
Слушание — это активный процесс;
- говорите о ваших интересах, о том, чего вы хотите. Собеседник может
не догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если
вы хотите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует
объяснить, в чем они заключаются. При этом формулировки должны быть
конкретными и ясными;
- смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее добьетесь своей цели, если
будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо
того чтобы спорить с человеком о прошлом, в котором все равно ничего
нельзя изменить, говорите о будущем. Не просите объяснить вчерашние
действия, гораздо продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать
завтра.
2. Внимание к партнеру. Подчеркнутое внимание к
собеседнику — важное правило. Если вы покажетесь партнеру
заинтересованным слушателем, это значительно облегчит и его, и вашу
задачу. Для этого:
- сопровождайте речь партнера репликами типа: «Да», «Понимаю вас…»,
«Это интересно…», «Приятно это слышать». Если вы будете делать это
непринужденно и конструктивно, сопровождая слова соответствующими
невербальными знаками, такая реакция создаст подсознательное желание
высказываться свободно и непринужденно. Она поможет выразить одобрение,
интерес, понимание;
- проявляйте стремление получить дополнительные факты и прояснить
позицию собеседника, используя фразы: «Пожалуйста, уточните это…»,
«Повторите, будьте добры, еще раз…», «Как я вас понял(а)…», «Вы можете
поправить меня, если я ошибаюсь…», «Другими словами, вы считаете, что…»
и т. д.;
- обращайтесь к партнеру по имени (имени-отчеству);
- не говорите обидных слов — помните о законе эмоционального зеркала:
нервозность одного собеседника вызывает нервозность другого, злость
порождает злость, агрессия — агрессию. Чтобы ваши слова подействовали,
говорите деликатно, не оскорбляя партнера;
- осторожно выбирайте слова, указывая на ошибки и неточности вашего
партнера. Ошибаться могут все, а острая реплика типа: «Это абсолютно
неверно!» или: «Вы заблуждаетесь!» убивает мысль, задевает чувство
собственного достоинства собеседника и, следовательно, разрушает
контакт. Сказать человеку, что он неправ, можно и взглядом, и жестом, и
тоном, причем так же красноречиво, как и словом. Но при этом недопустимо
унижать его собственное достоинство. Словами: «Вы не правы, и я сейчас
вам это докажу», вы как бы говорите «Я умнее вас». Лучше сказать
по-другому, например: «Я думаю иначе. Но, конечно, я могу заблуждаться.
Надеюсь, вы меня поправите, если я в чем-то буду неправ». Как видите, в
психологии общения самый короткий путь для высказывания своих мыслей —
не всегда самый лучший.
3. Поиск общего. Любая деловая беседа есть, с
психологической точки зрения, поиск общего (общей позиции, общего
подхода к обсуждаемому вопросу). Для того чтобы поиск общего шел легче,
следует:
- не начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во
мнениях. Лучше, чтобы собеседник с самого начала разговора ответил на
ваш вопрос утвердительно или согласился с вашей мыслью. Если дается
отрицательный ответ, то человек оказывается в позиции, которая требует,
чтобы он оказался верен сказанному. Потребуется время (и иногда
значительное), чтобы ваш собеседник понял, что его «Нет!» было
неразумным. Не случайно поэтому люди интуитивно начинают разговор с
общей темы, например, обмениваются мнениями о погоде. Как правило, их
мнения совпадают. Разумеется, если каждую деловую беседу начинать с
разговора о погоде, это будет выглядеть нелепо. Профессионал всегда
имеет в запасе несколько заготовок — вопросов, на которые можно получить
только утвердительные ответы;
- не спешите на предложение партнера говорить «нет». Лучше
использовать прием «Да, но…». Например, в ответ на неприемлемое
предложение лучше всего сказать: «Да, но я хочу, чтобы при этом
соблюдалось… (здесь вы тактично высказываете свое условие)». Этот прием
заставляет собеседника искать пути для соблюдения ваших интересов и
создает ощущение, что предлагаемый им подход вами принимается.
4. Не допускать споров. Из двух спорящих каждый
старается победить. Самый надежный способ одержать победу в споре —
избежать его. Как это сделать?
- в процессе беседы никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш
собеседник неправ. Лучше, если вы покажите, что вы уважаете его мнение,
каким бы оно ни было;
- если вы неправы (что, конечно же, тоже возможно) — быстро и
недвусмысленно признайте это.
5. Безопасная критика. Критика оппонента, его
позиций, точки зрения по обсуждаемому вопросу вовсе не всегда является
атрибутом деловой беседы. Помните: это очень опасное оружие. Опасное и
обоюдоострое, оно ранит обоих участников разговора. Поэтому прибегать к
критике следует лишь в крайних случаях и только при соблюдении следующих
рекомендаций:
- для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику
необходимо создать благоприятный психологический фон ее восприятия.
Главное правило здесь состоит в том, что всякое замечание воспринимается
легче, если оно следует за одобрением;
- прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки. Вашему
собеседнику будет психологически легче выслушать перечисление своих
ошибок, если критикующий начнет с признания, что сам не безупречен;
- разумнее самому признать свои недостатки, чем выслушивать осуждение
со стороны. Это хороший способ «обезоруживания» оппонента;
- если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте
им понять, что и дея, которую вы излагаете, принадлежит этим людям.
6. Слова-ловушки. Опыт показывает, что использование
некоторых слов резко снижает эффективность беседы. Лучшее, что можно
сделать, это исключить их из своего лексикона. Что же это за слова?
- слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится,
вообще-то, в общем-то, короче…
- обидные слова.
Кроме того, совершенно недопустимы высказывания типа:
- «Давайте быстренько обсудим с вами…»
- «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам…»
Если вы говорите так, то вы показываете, насколько неважен для вас
разговор и обсуждение проблемы, не говоря уже о вашем собеседнике.
7. Речь. В деловой беседе убеждают не столько
аргументы, сколько форма их подачи. Убедительная речь и убедительные
аргументы — разные вещи. Попробуйте во время деловой беседы излагать
самые «сильные» аргументы скороговоркой, сбивчиво, заикаясь, и вы
увидите, что они потеряют убеждающую силу. Тон и темп речи, логические
паузы и т. д. — очень хорошие средства, помогающие эффективно строить
коммуникативное взаимодействие. Для того чтобы овладеть ими и поставить
голос, требуются, конечно, специальные занятия. Начать их можно со
следующего:
- изменяйте тон голоса, ведь монотонность «усыпляет», рассеивает
внимание. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово
или фразу на общем фоне;
- изменяйте темп речи — это придает ей выразительность;
- делайте паузу до и после важной мысли;
- регулируйте громкость речи. Снижение громкости в «важном» месте
разговора — лучший способ привлечь внимание.
Таковы вкратце основные правила «техники безопасности» в деловой
беседе.
Николай Bересoв По материалам «Elitarium»
|
Категория: Психология | Добавил: Reo (22.05.2010)
|
Просмотров: 1326
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|