Термин «профессиональное выгорание» звучит настолько безнадежно, что
мало кто отважится применить его по отношению к себе. «Неважно себя
чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» —
вот обычные «диагнозы», которые ставят себе работники, страдающие от
эмоционального, физического и умственного истощения на работе. Человек
поначалу ощущает обиду, несправедливость, впоследствии перерастающие в
апатию и депрессию (избавиться от которых не помогает даже
продолжительный отпуск), нежелание работать в данной компании или в
данном коллективе. Внешние проявления этого психофизиологического
феномена многообразны, типичны для любого хронического стресса и, как
правило, ведут к убыткам для компании: обострение хронических насморков,
мигреней и плоскостопий, постоянные опоздания и «отпрашивания» по самым
уважительным причинам. Как результат — сорванные контракты, проваленные
проекты, несостоявшиеся сделки, подпорченная репутация.
Еще до появления критических симптомов важно вовремя выявить свое
движение в сторону профессиональных выгорания — для этого необходимо
знать основные причины «недуга». Самостоятельно провести такой анализ
под силу только рефлексивному человеку — «прислушивание» к себе требует
много энергии, которой у «выгорающего» как раз и не хватает. Скорее
всего, вам все-таки понадобится помощь руководителя, коллеги или коуча,
способного выявить системный негативный фактор еще на первой фазе
кризиса, при появлении хронической усталости.
Психологи и бизнес-тренеры выделяют следующие причины
профессионального выгорания.
Причина 1. По иронии судьбы довольно часто
«выгорают» трудоголики. Поскольку профессиональная нагрузка истощает
силы, нужно сбалансировать ее другой деятельностью, которая эти силы
будет восстанавливать — рекомендуют психологи. Баланс очень важен,
поскольку люди часто чрезмерно вкладываются в работу, делают ее
огромной, чересчур значимой частью своей жизни. Недостаток признания и
положительных результатов заставляет их чувствовать себя глубоко
неудовлетворенными. Необходимо найти для себя другие виды занятий,
хобби, увлечения, новые интересы, чаще переключаться на что-то приятное,
радовать себя, получать новые впечатления, заниматься спортом. Кроме
того, нужно заботиться о своем здоровье, сне, питании, совершать
прогулки на свежем воздухе.
Причина 2. Работа изначально была выбрана
сотрудником ошибочно. Радость новизны прошла, наступил момент
«отрезвления», разочарования. Рекрутерам приходится время от времени
сталкиваться с кандидатами, состояние которых можно диагностировать как
«выгорание». Часто они сами признаются: «Готов обсуждать позицию, но в
идеале хотел бы уйти из этого бизнеса — устал, мне все это надоело».
Рекрутеры входят в их положение: «Будем реалистичны — есть разные стадии
«выгорания». Если человек понимает, что надо как-то развиваться, жить
дальше, участвовать в социальной игре — он сможет работать в рамках
своей профессии». Но при тяжелых формах «болезни» экспериментировать со
сменой мест работы эксперты не советуют — лучше обратиться к психологу.
Причина 3. Сотрудник давно «перерос» свою работу, и
то, что он делает, осуществляется им «автоматически», безо всякого
интереса. В подобной ситуации поможет так называемый кроссиндустриальный
переход, освоение новых областей. Другой вариант — не меняя своего
места работы, делать акценты не на том, что он уже хорошо знает и умеет,
а на том, что вызывало у него сложности. Компании хотят нанимать
сотрудников, имеющих полный набор компетенций: профессиональные навыки,
опыт управления, понимание сектора рынка, знание клиентов. Нередко
человеку, обладающему всем перечисленным, очень скоро становится просто
неинтересно. Он всего лишь «меняет стены», делая то же самое, что и на
предыдущей работе. То есть работодатель в силах предотвратить скорую
потерю интереса к трудовой деятельности у сотрудников, производя набор
людей с потенциалом для обучения и роста.
Причина 4. «Обратная» ситуация: от сотрудника
требуется больше усилий, чем он в состоянии приложить. Выход один —
откровенный разговор с начальством о перераспределении нагрузок, в
крайнем случае — смена места работы.
Причина 5. Содержание трудовой деятельности
подразумевает постоянное значительное «эмоциональное включение». По
этому критерию легко выделить группы риска: эйчары, сейлзы, учителя,
дизайнеры, психологи, пиарщики, рекламисты. Такого рода деятельность
подразумевает обязательное периодическое «переключение» работника на
принципиально другую загрузку, и ответственность за такое «чередование»
лежит в том числе и на самом сотруднике. Например, для сотрудника
call-центра невозможно 8 часов подряд делать «холодные» звонки, для
работника службы рекламаций противопоказано 5 дней в неделю непрерывно
принимать претензии от клиентов, а бизнес-тренеру — проводить 20
тренинговых дней в месяц.
Причина 6. Компания не уделяет должного внимания
мотивации сотрудника — например, успехи работника, ориентированного на
достижения, никак не фиксируются его руководством. Чаще всего выходом из
этой ситуации становится смена компании.
Причина 7. Особенно подвержены «выгоранию» новички —
в компании или вообще в профессии. Вчерашние студенты могут быть не
готовы к информационному стрессу, привычному для офисных работников, и
внутри них начнет «раскручиваться спираль» сомнений в своих силах и
недовольства профессиональным миром. Кризис может поджидать и после
первых успехов. Для движения вперед человеку необходимо активизировать
внутренние резервы, развиваться дальше, а на это после стартового рывка
зачастую не остается сил. Примите комплексные меры: поставьте перед
собой новые задачи, черпайте резерв в досуговой деятельности, поговорите
с руководством о своих трудностях.
Причина 8. Проблемы могут возникать из-за
несовпадения сложившегося профессионального амплуа и профессионального
типа. Например, президент Фонда исследований человека Plenitude Ольга
Баранова предложила следующую классификацию. Люди первого типа —
«друзья» — на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший
коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть
рутинной. Следующая категория — «достиженцы» — ориентирована на
результат: любит преодолевать трудности, их движущий фактор —
виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип —
«руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное —
власть и получение материальной выгоды. Полезно сравнить то, кем
сотрудник является на самом деле — «другом», «достиженцем» или
«руководителем», с той ролью, которую он вынужден исполнять на свом
месте. Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать
играть другую роль в рабочем пространстве?
Если вы констатировали у себя наступление первой фазы кризиса —
постоянной усталости, то крайне желательна осознанная «остановка» или
хотя бы «переключение» на другую деятельность. Насиловать себя в таком
случае вряд ли является хорошей идеей, поскольку это грозит переходом к
следующей фазе кризиса — апатии и депрессии, — считают эксперты. Во
время «передышки» было бы неплохо попытаться определить, от чего именно
вы устали: от этой деятельности, от этой работы, от этого коллектива,
или — в случае обиды — что именно вас эмоционально «зацепило» и что вы
можете сделать для изменения ситуации.
По материалам «HeadHunter»