Нелюбимой, рано или поздно, становится такая работа, которая не
соответствует врожденным интересам и способностям человека, то есть не
соответствует его призванию. Работа «не по призванию» приводит
сотрудника к двум неприятным последствиям:
- необъяснимому глубинному ощущению неудовлетворенности своей жизнью;
- банальной неэффективности.
Причем и то, и другое может долгое время не осознаваться самим
человеком. Первое прорывается наружу в виде необъяснимых припадков
«плохого настроения», тревожности и отвращения к работе. Второе — это
постоянная «головная боль» любого руководителя, которому приходится
вновь и вновь объяснять, требовать и выслушивать оправдания…
Современный человек привык четко разделять работу и личную жизнь, но у
них есть кое-что общее: и там, и там отсутствие любви обходится очень
дорого. И в обоих случаях заканчивается, как правило, неврозом. То есть
болезнью.
Симптомы болезни
Какие признаки-«симптомы» характерны для человека на «чужой» работе:
Первый: погрязание в рутине однотипных
ежедневных обязанностей. В идеале это работа «на автопилоте», которую
сотрудник выполняет «не задумываясь». Ему глубоко противна даже мысль о
том, что похожие рабочие функции можно скомпоновать, выполнив их в три
раза быстрее, или что стандартную задачу можно решить нестандартными
методами. «Я свои функции выполняю — и пусть ко мне не лезут», «Как нам
платят, так мы и работаем» — его типичные установки. Человек, по сути, в
чем-то обманывает работодателя, продавая ему свою энергию и время
вместо профессиональной компетентности. Неудивительно, ведь его интересы
(читай: внимание) лежат совсем в других сферах…
Второй — это ощущение «отбывания» рабочего
времени в офисе. В качестве примера — анекдот: «На работе Штирлица
никогда не покидало одно чувство — чувство ДООО-ОЛГО!!!». Для такого
человека время тянется очень медленно, и еще до наступления обеденного
перерыва он уже мечтает поскорее уйти домой, где только и начинается его
«настоящая жизнь».
Третий: отсутствие амбициозных
профессиональных (или над-профессиональных) целей, превышающих ожидания
или формальные требования руководства. У человека, искренне любящего
свою работу, такие цели всегда найдутся: он видит в ней глубокие личные
смыслы, не обязательно заметные окружающим. Например, уборщица может
«просто» вымыть пол, а может задать себе цель так убрать в офисе, чтобы у
сотрудника уже при входе в его рабочий кабинет сразу повышалось
настроение. В первом случае она придерживается формальных требований
(«отсутствие грязи»), во втором — эстетических и эмоциональных критериев
(«красота», «уют», «радость» и т. д.)
Четвертый: относительно легкая для компании
«заменяемость» данного сотрудника другим, в случае продолжительного
отпуска или увольнения последнего, без существенных потерь в качестве
работы. Посмотрим в глаза правде: большое количество на рынке труда
кандидатов с аналогичными знаниями и навыками — прямое следствие низкой
профессиональной квалификации человека. Настоящий профессионал всегда
предоставляет своей компании в чем-то совершенно уникальные услуги,
поэтому с его уходом может «завалиться» целое направление. «Незаменимых
людей нет» — утверждение не совсем точное. Незаменимые люди есть. Это
те, кто работают по своему призванию.
Пятый: острое чувство сотрудника «мне не
доплачивают» в сочетании с неспособностью как-либо влиять на размер
своего дохода (ощущение «иррациональности» суммы оплаты труда, полностью
зависящей от воли или капризов руководителя). Причина та же — низкая
квалификация, которая является прямым следствием работы «без души» и
«для галочки». Заинтересованный в работе человек, во-первых, всегда в
курсе того, что происходит в его профессиональной среде, и хорошо знает
«вилку стоимости» своей квалификации на рынке; а, во-вторых, сознательно
осваивая новые направления в профессии, закономерно повышает эту
стоимость.
Кстати, стойкое нежелание осваивать новые направления и вообще
обучаться — это шестой «симптом». Поскольку
сама профессия не интересна, то тратить на нее дополнительные усилия (а
обучение — это всегда дополнительные усилия) очень не хочется. «Опять
какой-то дурацкий курс/ тренинг/ семинар! И когда только наше начальство
угомонится?!». Такой человек идет учиться под нажимом, превращаясь,
кстати, в «трудного участника» для тренера. На самом же деле и
субъективно, и объективно сотрудник прав: учиться ему не нужно. Нужно
менять профессию.
Описанный симптомокомплекс, проявившись однажды, может довольно долго
(если не всегда) сопровождать своего носителя. Так что не надо думать,
что это «временно и после отпуска пройдет». Лучше обратить на него
серьезное внимание и принять как сигнал к действиям.
По материалам «ПРОдвижение»