Метафорическое влияние является одним из очень эффективных и
универсальных способов воздействия на человека и его мотивацию.
Метафорическое влияние позволяет нам построить ситуацию таким образом,
что человек самостоятельно приходит к нужному нам выводу. Именно это
является основой успешного применения данного подхода: человек гораздо
легче и проще принимает то, что он сам придумал, в этой ситуации не
возникает протеста и сопротивления.
Как же строится и осуществляется метафорическое влияние?
1. Моделируется ситуация, сходная с той, в которой мы хотим оказать воздействие на человека.
Пример: мы хотим побудить человека принять определенное
решение в ситуации, когда он сомневается. Мы рассказываем ему о другом
человеке, оказавшемся в сходной ситуации, когда было трудно принять
решение.
2. Демонстрируется «правильный» или «неправильный» сценарий действий.
Пример: мы рассказываем о том, на чем основывался тот наш персонаж, когда принимал решение, как он его принимал.
3. Демонстрируется результат действий (привлекательный для сотрудника или, наоборот, чрезвычайно неприемлемый).
Пример: принятое решение позволило человеку получить,
например, возможности карьерного роста или какой-то другой выигрыш,
соответствующий его мотиваторам.
4. Сотруднику предоставляется возможность самому сделать вывод.
Пример: в нашей ситуации, рассказав о том выигрыше, который получил другой человек, мы ставим точку.
Приведем другой случай из практики, который рассказала нам одна из
обучающихся. Узнав о метафорическом влиянии, решила использовать этот
прием в личной сфере. Она жила в Подмосковье, а работала и училась на
вечернем отделении в Москве. Ей часто приходилось поздно вечером
возвращаться домой на электричке. Девушка просила отца купить ей машину,
поскольку сама она зарабатывала недостаточно. Отец занял принципиальную
позицию: «Когда заработаешь, тогда сама себе и купишь». После тренинга
девушка стала подкладывать отцу заметки криминальной хроники, где речь
шла о нападениях на девушек и женщин, поздно возвращающихся на
электричке. Через два месяца отец купил машину.
Почему метафорическое влияние по праву считается эффективным способом
воздействия на людей? На это есть несколько основных резонов:
- Человек склонен проецировать (то есть перекладывать на себя,
примеривать к себе) свой опыт, свою жизнь, поступки и действия на других
людей, особенно если ситуации человека и героя рассказа в чем-то
сходны. Если вы вчера случайно купили лотерейный билет, а сегодня
услышали, что коллега впервые в жизни сыграл в азартную игру и выиграл,
вы с большой вероятностью подумаете, что и вам может повезти. Если
девушка поступает в технический вуз и слышит о том, что почти все
студентки успешно выходят замуж за своих однокурсников, так как мужчин
больше, чем женщин, то она перестанет сильно беспокоиться о своем
будущем замужестве, примерив эту ситуацию к себе.
- Человеку гораздо проще воспринять негативную информацию (а она
вполне может содержаться в метафорической истории) абстрактно, а не
применительно к себе.
- Человек всегда гораздо легче соглашается и с большим удовольствием
внедряет то, что сам придумал, а метафорическая история дает ему такую
свободу.
- Метафорическая история позволяет избежать прямых обещаний или прямой критики, что в ряде случаев очень важно.
Есть несколько правил, которые помогают сделать метафорические истории более эффективным средством влияния:
- История должна быть сходна с ситуацией того
человека, на которого мы хотим оказать влияние (иначе не произойдет
явления проекции), но не абсолютно тождественна (тогда возникает элемент
сомнения и недоверия).
- История должна иметь четкую модель (сценарий) позитивных/негативных действий.
- История должна быть умеренной по объему и понятной, иначе теряется ясность и четкость восприятия.
- История должна быть достаточно яркой и запоминающейся.
- История должна включаться в разговор как бы невзначай, по ходу дела, то есть нужны связки.
- Обязательно: вывод должен делать слушатель, а не рассказчик, иначе мы снижаем мотивацию слушателя реализовывать выводы, сделанные им самим.
Рассмотрим технологию моделирования метафорических
историй на конкретном примере. В ходе интервью с кандидатом на работу мы
понимаем, что перспективы роста и развития в компании для него очень
важны, тем не менее мы имею возможность предложить ему только рядовую
позицию. Итак, технология шаг за шагом:
- Моделируется ситуация, сходная с той, в которой мы хотим оказать
воздействие на сотрудника. — Хотела бы немного познакомить вас с
особенностями нашей компании. Еще один интересный факт: весь
топ-менеджмент нашей компании в области продаж — люди, которые приходили
на рядовые позиции.
- Демонстрируется «правильный» или «неправильный» сценарий действий. —
Они быстро достигали хороших результатов, проявляли лидерские качества.
- Демонстрируется результат действий (привлекательный для сотрудника
или, наоборот, совсем неприемлемый). — А затем они постепенно проходили
ступени карьерного роста, в итоге стали тем, кем стали. Причем это не
предел: большинство топ-менеджеров за рубежом прошли такой же путь,
причем многие получили возможности переезда ради карьерного роста.
- Сотруднику предоставляется возможность самому сделать вывод.
Метафорическое влияние может быть использовано для мотивации, для
скрытой критики (она является часто более мягкой и лучше воспринимается
человеком), для побуждения к каким-либо действиям.
Очень интересное исследование было проведено несколько лет назад. Его
целью было установление взаимосвязи легенд, мифов и сказок народов с
менталитетом нации. Интересно, что взаимосвязь прослеживалась очень
четко. Мировосприятие и мировоззрение ребенка формируется во многом
именно на основе тех сказок, легенд и мифов, которые он слышит. Для
взрослого человека подобную роль выполняют средства массовой информации,
которые предлагают нам те или иные модели успеха, рассказывая о других
людях.
Далее вам предоставляется возможность прочитать несколько пересказов
известной сказки и определить для себя, какую мысль доносит тот или иной
вариант изложения.
Задание
Перед вами несколько пересказов известной сказки. Представьте себе,
что это метафорические истории. С какой целью рассказана каждая из них?
- Жили-были три поросенка. Все они жили вместе и были здоровы,
счастливы и довольны. Решили они построить себе каждый отдельный домик.
Первый брат построил дом из соломы, второй — из хвороста, а третий —
каменный дом. Вышел на охоту волк. Он погнался за первым братом, а когда
тот укрылся в своем домике, подул, и домик разрушился. Побежал
поросенок к своему брату, спрятались они в домике из хвороста, но и его
волк легко разрушил. Пришлось им бежать к третьему поросенку, все вместе
спрятались они от волка в каменном доме, и не смог волк ничего
поделать.
- Три брата-поросенка решили построить каждый свой домик. Один из них
поленился и построил домик из соломы, который волк легко разрушил.
Пришлось поросенку спасаться в домике у среднего брата. Но тот тоже
поспешил и поленился и построил домик из хвороста, который волк тоже
очень легко разрушил. Пришлось им бежать к старшему брату. Старший брат
не ленился и не спешил — он построил себе каменный дом, который волк,
сколько ни пытался, не мог разрушить. Так спаслись три поросенка.
- Три поросенка построили каждый свой домик, кто-то лучше, каменный,
кто-то хуже, соломенный. Но волку не удалось съесть никого из них, даже
тех, чьи домики он смог разрушить, потому что все они помогали друг
другу и стояли горой друг за друга.
Ответы по интерпретации вариантов сказки
К какому выводу должен прийти слушатель? Для просмотра ответа
выделите мышью область внизу (текст написан белыми буквами на белом
фоне).
- Надо жить вместе, жить в разлуке плохо и можно получить неприятности. Объединяйтесь снова.
- Не ленись — все будет хорошо.
- Помогайте друг другу, и никакие напасти не страшны.
Cвeтлана Ивaнoвa По материалам «Elitarium»
|