Секрет 1: Для кого нужна оценка?
Оценка — инструмент трех пользователей: руководства компании, HR-а и
каждого сотрудника (в данном случае под сотрудниками я имею в виду и
руководителей, и подчиненных). И если хотя бы один из трех пользователей
не видит в нем потребности или не понимает, какую пользу ему приносит
этот инструмент, значит, он бесполезен для всех троих.
Пример: если инструмент не нужен сотруднику, значит, какие бы ценные
выводы мы ни делали по итогам оценки, отношение к ним будет формальное.
Если инструмент не нужен руководству, оценку будет не внедрить. Если он
не нужен HR-у, значит, оценки как системы в принципе существовать не
будет.
Поэтому работу начинаем с выявления потребности каждого из трех пользователей:
- Для руководства компании будет важна цель существования
процедуры оценки, как она работает на стратегию, за счет чего будет
повышать эффективность сотрудников.
- Для HR-а будет важен результат процедуры — как ее итоги
помогут в управлении персоналом, как повлияют на климат в организации,
ее корпоративную культуру.
- Для сотрудников будет важно влияние оценки на их работу и жизнь в организации — на чем скажется ее результат.
Понимая потребности, формулируем цели оценки.
Пример: целями оценки могут быть регулярное подведение итогов
(квартала, года), развитие сотрудника, принятие решения о пересмотре
заработной платы или о размере премии, изменение корпоративной культуры,
балансировка взаимных ожиданий (Psychological Contract) сотрудника и работодателя и пр.
Итак, секрет 1: помнить обо всех трех пользователях!
Секрет 2: С чего начать?
Начнем с требований и ожиданий. Поговорим о том, каким мы хотим
видеть идеальный результат нашей работы и как мы будем его создавать.
Кажется, что есть несколько универсальных принципов, согласно которым стоит действовать:
- Простота. Процедура должна быть максимально простой. Минимум
критериев оценки. Очевидная шкала. Самый короткий путь согласования
оценок. Высокая юзабилити инструмента.
- Включенность будущих пользователей в разработку. В группе,
занимающейся разработкой процедуры, должны участвовать руководители,
которые будут проводить оценку, и сотрудники, для которых будут
проводить оценку. Они должны сделать оценку максимально удобной им.
- Гибкость. Это уже принцип работы HR-а. Потребности
организации меняются, и процедура должна менять вместе с ними. Не стоит
беречь ее от изменений, как собственное дитя. Она должна работать на
потребности пользователей. Пишу об этом, так как знаю, как сложно
пересматривать (иногда кардинально) то, что ты сам создал :).
Ваша культура, кадровая политика и система управления подскажут вам, о чем еще важно не забыть.
Пример: в одной организации большое значение имели ценности. Поэтому
появилось требование «очевидная взаимосвязь критериев оценки и ценностей
компании».
Итак, секрет 2: начните с образа конечного результата и требований к процессу разработки.
Секрет 3: Как часто?
Важный вопрос — частота проведения оценки. При выборе частоты следует учитывать следующие моменты:
- Цель оценки.
- Степень простоты процедуры. Если сложная, лучше реже. И наоборот, если нужно часто — значит, стоит максимально упростить процедуру.
- Готовность менеджмента к работе с сотрудниками: если для
ваших руководителей работа с сотрудниками — это естественный процесс,
тогда можно чаще. Если необходимость работать с персоналом стала для них
новостью, лучше реже.
- Особенности памяти: в памяти долго хранится не очень много
информации, а регулярно вести записи по каждому сотруднику не всякий
руководитель будет. Значит, если мы проводим оценку раз в год и она
основана на выводах руководителя (т. е. не на KPI), баллы будут
выставляться по последним событиям, а не по всему году.
Итак, секрет 3: если оценка нам нужна как инструмент работы с персоналом, она должна проходить не реже двух раз в год.
Секрет 4: Какую шкалу использовать?
Обоснование оценки сотруднику — один из самых сложных этапов процедуры.
Примем за основание тот факт, что шкала оценки НИКОГДА не будет
объективной (пожалуй, единственное исключение — количественные KPI,
собираемые автоматически). Как бы тщательно мы ни прописывали, за что
какой балл, мы никогда не сможем исключить разницу в интерпретации со
стороны каждого отдельного руководителя. Поэтому не стоит выбирать
сложную шкалу с большим количеством значений.
Каждое значение шкалы должно иметь смысл для участников оценки.
Наиболее удобной в этом случае будет 4–7 балльная шкала. При большем
количестве значений разница между ними становится неочевидной. Например,
сложно описать различие между 6 и 7 баллами в 10-балльной шкале.
«Мутность» в баллах, особенно если на них завязана система
стимулирования, будет порождать ненужные споры между руководителем и
подчиненным за оценку.
Пример: 1 — не соответствует ожиданиям, 2 — частично соответствует, 3 — полностью соответствует, 4 — превосходит ожидания.
Есть также варианты оценки, в которых вообще не используются баллы
(есть только обратная связь от руководителя в формате «+» и «–»). Это
тоже возможные вариант. Но, принимая его, нужно помнить о том, как
нелегко руководителю говорить сотруднику правду о своей
неудовлетворенности его работой. И как сотруднику нелегко ее слышать.
Поэтому в варианте без баллов легко неудовлетворенность «прикрыть»
положительными моментами. В итоге сотрудник может даже и не понять, за
что его уволили. Конкретный балл заставляет всех участников более
взвешенно посмотреть на реальность.
Итак, секрет 4: шкала оценки должна быть четкой.
Секрет 5: Мы внедряем-внедряем, а она не внедряется!
Идеальная картина: и менеджмент организации, и все ее сотрудники
понимают, зачем им нужна оценка и активно пользуются этим инструментом.
Но это идеальная картина.
Даже если вы будете разрабатывать процедуру совместно с
пользователями, не исключено, что те, кто не принимал в этом участие,
будут сопротивляться такому непростому нововведению.
Для полноценного внедрения оценки нужно время. Внедрение системы
впервые, на неподготовленную почву, может занять пару лет. Проще будет,
если что-то подобное уже существовало ранее.
Итак, секрет 5: не отчаиваться! И готовить руководство к тому, что это будет не быстрый процесс ;).
Елена Керс По материалам «Работа с персоналом»
|