ДЕЙСТВИЕ № 1. Начните с себя любимого: вас должны
хотеть купить! Приходя в магазин, на что вы в первую очередь обращаете
внимание? На упаковку, конечно, а уж потом на содержимое. Значит, прежде
всего нужно подумать именно о ней. Считается, что при создании нового
продукта (например, туалетной воды) почти 80% средств уходит на его
оформление и рекламу! Не секрет, что стиль одежды, как паспорт, сразу
выдает вашу принадлежность к определенному кругу людей. Особенно это
касается аксессуаров, таких как часы, сумочка, галстук. Созданный вами
имидж работает или на вас, или против вас. Чтобы не пасть его жертвой,
занимайтесь им осознанно, с учетом того, чего вы хотите добиться. Для
этого четко и ясно обозначьте свою карьерную цель. Если вы претендуете
на должность начальника, то не должны выглядеть как курьер. Но тут
главное — не перегнуть палку, чтобы не выглядеть неестественным и даже
смешным в своих чрезмерных амбициях.
Задумайтесь о прическе, обуви, одежде и аксессуарах, полистайте
модные журналы, походите по магазинам, однако процесс «упаковывания» не
должен занимать много времени, так как основа продукта, естест-венно,
его начинка. Итак, что мы имеем? Ваше базовое образование, опыт работы в
определенной области, дополнительно приобретенные знания, навыки,
умения и даже хобби. Вам пока нечем похвастать, вы только начинаете свой
трудовой путь или… уже заканчиваете. В любом возрасте не поздно все
изменить или переквалифицироваться. Вспомните хотя бы великого писателя
Льва Толстого: он даже в конце своей жизни хотел начать все сначала.
Наверняка вам приходилось слышать, как о некоторых успешных людях
говорят: «Он сделал себя сам». Так и вы можете слепить свой
профессиональный образ. Не думайте о том, как это будет выглядеть со
стороны, не старайтесь угодить родным, близким и окружающим. Угодите
прежде всего самому себе! И только тогда вы почувствуете свою
самодостаточность.
Автору этих строк приходилось общаться со многими внешне
преуспевающими людьми, которые, не лукавя, говорили, что деятельность,
которой они занимаются, не для них, что они очень устают и чем больше
имеют, тем меньше получают удовлетворения. У каждого свое
предназначение, ведь для чего-то создал нас Господь Бог! И не факт, что
нам надо стремиться стать олигархами. Места на Олимпе всем не хватит, но
профессионалами в своей области вы быть обязаны. По мнению Цицерона,
«каждому подобает то, что более ему свойственно». И не думайте о том,
«что скажет княгиня Марья Алексевна», — это ваша жизнь и вам решать, что
в ней делать и чем заниматься. Может, большее удовлетворение вам будет
приносить работа обычной учительницы математики в лицее, а не бухгалтера
в престижной компании! Кто знает…
Несколько лет назад мне посчастливилось работать с гениальной
женщиной — заведующей канцелярией крупного министерства Натальей
Ивановной. Работу свою она делала быстро и эффективно. В ее епархии за
семь секунд можно было найти любую бумагу. В свободное время она
раздавала советы, как правильно вести хозяйство. В этом вопросе ей не
было равных! Не так давно встретила я Наталью Ивановну на курсах
ландшафтного проектирования и садового дизайна. За прошедший период она
переквалифицировалась в управдомы к одному нашему известному бизнесмену.
Очень довольна, можно сказать, просто счастлива, нашла себе применение,
да и хозяин наверняка тоже не прогадал. На курсах Наталья Ивановна
постигала азы садоводства, чтобы ей «не вешали на уши макаронные изделия
разные там дизайнеры и озеленители».
Главное, надо двигаться вперед, как Наталья Ивановна, которая,
несмотря на свои буквально энциклопедические знания, продолжает
совершенствоваться. Оцените свои профессиональные качества по
достоинству, выявите свои склонности — и вперед, к новым вершинам.
Прежде всего просматривайте периодику по своей теме, посещайте различные
лекции, посвященные избранному вами предмету, участвуйте в конгрессах и
выставках. Если позволяют средства, повышайте свой образовательный
уровень. Известно, что инвестиции в самого себя самые надежные. Найдите
то, в чем непременно будете первым (один из главных законов рекламы),
как предпринимательница из Брянска, которая придумала одноразовые
тапочки из куска пластика и вошла в учебники по маркетингу не только у
нас, но и за рубежом. Все гениальное просто.
Многое зависит от саморекламы, и правильно делают те, кто этим
постоянно занимается. Так, например, юристов сейчас огромное множество, а
вот такого, как Леонид Ольшанский, не найти, потому что он неустанно
борется за права человека, разъясняя их в популярных газетах, выступая
на телевидении. А чего только стоит созданная им и господином
Похмелкиным партия защиты прав автомобилистов! Я сама как-то была
свидетельницей тому, как Леонид Дмитриевич отчитывал работника ГИБДД и
тот стоял перед ним по стойке смирно, так как замечания юриста были
абсолютно справедливыми.
ДЕЙСТВИЕ № 2. Вы хотите продать себя подороже. Но
работодатели, наоборот, хотят купить вас подешевле! Данное противоречие
нужно как-то разрешить, определив реальную стоимость своих знаний,
умений или услуг на рынке труда. Поэтому вам следует выяснить, где
находится, образно говоря, ваш отдел и та полка в супермаркете, на
которую вы стремитесь попасть. Выражаясь рекламным языком,
позиционируйте себя. Нельзя быть врачом вообще, есть терапевты,
стоматологи, эндокринологи и так далее. Причем детские, взрослые,
семейные. Определите, кто вы и где желаете работать. Учтите, что если в
крупной известной корпорации есть вакансии, то там и конкурс большой.
Может, попробовать для начала устроиться в дочернее предприятие или
стартовать с небольшой конторы, проявить себя, а потом перейти в более
крупный концерн?
Определите вашу так называемую зарплатную вилку, проанализировав
объявления о вакансиях. Обязательно узнайте о степени популярности
выбранной вами специальности, ее востребованности на рынке труда, об
основных запросах. Если у вас нет языковых, компьютерных и других
навыков, не поленитесь приобрести их — устройтесь на курсы, наймите
преподавателя, попросите помочь друга, благодаря чему вы наверняка
повысите свою себестоимость и сделаете себя конкурентоспособным на рынке
труда.
ДЕЙСТВИЕ № 3. Обращение к потенциальным покупателям.
Вы угадали: речь идет о резюме. Но прежде чем его написать, соберите
как можно больше сведений о фирме, в которую хотели бы устроиться: о ее
репутации и финансовом положении, текучести кадров, задержках по
зарплате, возможностям карьерного роста. Хорошо бы еще до собеседования
выяснить, почему ушел бывший сотрудник, какая у него была зарплата,
существуют ли четко сформулированные должностные обязанности и так
далее.
Упомянутый выше Лев Толстой в дружеской беседе с молодыми
беллетристами упрекал их в том, что они плохо и мало работают. Те
оправдывались, что их не печатают. Тогда Толстой, не поверив им, написал
рассказ и, подписавшись псевдонимом, отправил в журнал. Прошло
некоторое время, и Толстой решил заглянуть к редактору, чтобы узнать,
как поживает его творение. Редактор принял его сухо и обвинил в том, что
у него нет не только таланта, но и элементарной грамотности, да и
начинать в его лета уже поздно. Даже сделал предположение, что старик
ничего раньше не писал. Какого же было его смущение, когда Толстой
скромно ответил, что есть у него несколько вещиц, о которых неплохо
отзывались, например «Война и мир», «Анна Каренина»…
Итак, вас заинтересовали несколько компаний. Помимо правдивых данных о
себе (вас никто не просит детально описывать весь ваш трудовой путь)
важно точно указать, на что вы претендуете. Можно в двух словах
обрисовать свои дальнейшие действия по укреплению имиджа или увеличению
прибыли компании. Объясните также, почему вы решили послать резюме
именно им. Не хватайтесь сразу же за первый предложенный вам вариант
трудоустройства и не соглашайтесь на все его условия. Запомните, вы —
товар дорогой и сами выбираете своего будущего хозяина. Если вас оценили
по достоинству, значит, вы сторговались. Только на таких условиях можно
устроиться на работу к взаимному удовлетворению.
ДЕЙСТВИЕ № 4 — непосредственно сделка. Лишь в
бриллиантовом мире чистых и крупных алмазов достаточно стукнуть по
рукам, и сделка состоялась — там все друг друга знают. Здесь же очень
важен договор, его составляющие, поэтому многое будет зависеть от
собеседования. Считают, что впечатление о соискателе складывается в
течение первых двух-трех минут и потом подсознательно оказывает влияние
на работодателя. Вам с первой минуты необходимо почувствовать себя своим
в незнакомой обстановке — трудно, но возможно. Представьте, например,
что вы в этой конторе не в первый раз. Хорошо, если и ваша внешность
покажется чем-то знакомой работодателю, но только не так, как в романе
Ильфа и Петрова, когда кассир вспоминал, где он видел прозрачно голубые
глаза Остапа. Вспомнил — в Таганской тюрьме… У вас должен быть бодрый,
здоровый, преуспевающий вид — вид нового успешного сотрудника данной
компании.
Помните, как на экзамене в школе или институте? Главное — не знания
(нельзя объять необъятное), главное — убедить преподавателя в том, что
ты знаешь. Вы скромны, терпеливы, контактны, профессиональны, хорошо
обучаемы, вам можно доверять. Важно на собеседовании не распушить свой
павлиний хвост и выложиться на все сто, а уверить работодателя, что вы
именно тот, кто им нужен. Возможно, что вас будут провоцировать,
проверяя на стрессоустойчивость, так что проявите тактичность и
понимание. Не обижайтесь и тем более не злитесь, если вас не оценили по
достоинству, и не теряйте надежды!
Елена Ишутина
По материалам «Работа & зарплата»