В деловой литературе и на различных конференциях, семинарах и
тренингах нас постоянно бомбардируют утверждениями о том, что
оригинальные идеи хороши, а скопированные и старые — плохи, неэтичны или
даже преступны.
Какая чушь! Какой абсолютный, ярчайший идиотизм! Если что-то и
препятствует развитию креативности на организационном и личностном
уровне, подрезает крылья действительно динамичному стратегическому
управлению, так это наше стремление маргинализировать копирование.
Бытует утверждение: оригинальность — это хорошо, а копирование — плохо. И
мы принимаем его за чистую монету.
Но реальность далеко не так однозначна, с какой стороны ни посмотри —
стратегии, инноваций, маркетинга: Напротив, история полна примеров,
когда нестандарт-ное мышление привело к провалам, а копии превзошли
оригиналы. Возьмем, к примеру, Google. Многие называют ее истинно
креативной (американские деловые журналы стараются перещеголять друг
друга, расхваливая оригинальность этой компании). А если поспрашивать
людей, можно, к своему удивлению, обнаружить, что большинство считает,
будто именно Google изобрела поиск в интернете. Это неправда. Google
вышла на рынок на стадии активного роста, в то время ее поисковик был
всего лишь одним из многих. Да, конечно, у них всегда была ясная главная
страница и хорошие алгоритмы поиска, но заявление об их первенстве в
этой области будет все же преувеличением. Сегодняшняя Google славится
своими великолепными веб-сервисами, которые, однако, являются копией или
доработанной версией того, что изобрели другие.
Высока вероятность, дорогие читатели, что, прочитав абзац выше, вы
примете мои высказывания за критику Google. Ничего подобного! Однако я
понимаю, чем может быть вызвано такое предположение. Поскольку даже
намек на копирование мы приучены рассматривать как что-то негативное,
легко предположить, что слова о копировании, к которому прибегла Google,
равнозначны ее порицанию. На самом деле в моих словах есть оттенки
только гордости и зависти. Google великолепна именно потому, что умеет с
удивительным мастерством копировать! И она не одинока в своем умении.
Некоторые люди верят, что McDonald’s была первой компанией, управлявшей
сетью закусочных. Отнюдь! Первой сетью закусочных была компания White
Castle, а в биографии McDonald’s нет ничего оригинального — не считая
истории (кстати, гораздо более рискованной) Big Mac — бургера,
разработанного вопреки корпоративным принципам небольшой франшизной
компанией. Так вот, и McDonald’s, и Google, и многие другие компании
воспользовались принципом преимущества энного игрока.
В стратегическом управлении любят говорить о преимуществе первого
игрока — о тех выгодах, которые приобретает на новом рынке первый игрок.
Однако такие выгоды, как правило, ограничены, а связанные с ними
расходы могут оказаться огромными. Компания-первопроходец вынуждена
совершать ошибки, которые до нее не совершал никто, убеждать и обучать
потребителей, создавать и развивать рынок. Конечно, компании, идущие по
ее стопам, не смогут капитализировать свою новизну, но им и не придется
сталкиваться с неопределенностью и расходами, которые вынужденно понес
первый игрок. Войти на рынок шестым или седьмым игроком, стать поздней
копией — зачастую это возможность сделать клиентам лучшее предложение,
тщательно проработанное и проверенное — и при этом избежать
необходимости оплачивать расходы, связанные с развитием.
Проблема заключается в том, что наш фундаментально ленивый мозг
начинает дрожать и сжиматься при одной лишь попытке подумать о том, как
можно копировать более эффективно. Такая мысль кажется нам неправильной,
почти кощунственной. Нам трудно представить, что она пришла бы в голову
серьезному, уважаемому бизнесмену. Но именно копирование позволило
добиться совершенства многим ведущим художникам, дизайнерам и прочим
творческим людям. Изучив, к примеру, работы дизайнеров, вы отметите, что
лучшие из них с невероятным умением заимствуют что-то в самых
неожиданных местах и что создавать новое и прекрасное им позволяет не
какая-то божественная искра, а скорее обостренное чутье на то, как
наиболее интересно копировать и комбинировать. В сфере дизайна лидируют
великолепные, очень нестандартные копиисты. Аналогично поступающие
бизнесмены умеют прекрасно подбирать существующие идеи и бизнес-модели и
применять их самым неожиданным образом. Сам Стив Джобс как-то заявил:
«Мы всегда без смущения крали великие идеи». Немногие из нас готовы
прислушаться к этим словам!
8 заповедей правильного копирования
Хотите увеличить собственную креативность? Копируйте больше,
копируйте лучше. Есть заповеди, которыми я готов поделиться с вами,
уважаемые читатели:
- Перестаньте стыдиться. Почти каждая новая идея в мире — отражение
старого материала, так что позвольте себе поэкспериментировать над
чужими идеями.
- Изучайте лучшее. Все, что работает, продается или иным образом
выживает в обществе, заслуживает уважения и изучения, и потому следует
воспринимать такой материал серьезно.
- Иногда нужно просто сменить контекст. То, что услуга востребована,
понятно и так. Но нужно мыслить нестандартно, чтобы скопировать ее в
контексты, где она прежде отсутствовала.
- Если недостаточно скопировать что-то одно — копируйте больше.
Креативность — вопрос комбинаций, то есть искусство копировать и
совмещать по-новому.
- Небольшие изменения могут привести к большим результатам. «Dancing
with the Stars» — всего лишь копия «American Idol», но с танцующими
звездами. Тот, кто подумал об этом небольшом отличии, сегодня богат.
- Людям нравится то, что они уже знают. Зачем создавать то, чего люди
не знают, не понимают и чему придется обучаться на курсах? Копируйте
подход, меняйте содержание.
- Учитесь на каждой копии. Копируя, мы лучше постигаем суть процесса.
Художники учатся мастерству, копируя великих. То же можете сделать и вы.
- Учитесь на каждой копии. Можно научиться копировать лучше, если обдумывать сам процесс. А хорошие идеи заслуживают повторения.
Я, конечно же, никого не призываю нарушать законодательство об
авторских правах. Как и в любом другом деле, в копировании следует
действовать разумно и этично. Но наша реакция на копирование обычно
преувеличенно осторожна.
P. S. Когда инновации становятся нелепыми
Некоторое время назад мне довелось работать с корпорацией,
исполнительный директор которой обожал инновации. Проекты, вписывающиеся
в рамки этой модели, щедро финансировались, к остальным же относились
как к пасынкам. Я приехал в компанию, чтобы указать на возможность иных
подходов к инновациям, а после лекции нашел время на разговор с
руководителем отдела, рассказавшим мне следующую историю:
— У нас в настоящее время реализуются два проекта. Один из них
основан на интернет-стратегии с использованием мобильных приложений. Он
полностью соответствует всем требованиям инновационного проекта,
предъявляемым высшим руководством (в этой корпорации был даже
контрольный лист по проверке на креативность — я не шучу! — Прим. авт.).
Второй проект мы скопировали у конкурентов и наполнили нашим
собственным содержанием — это быстрый и «грязный» проект, запущенный
тайком. Проблема в том, что через три недели мне нужно докладывать
руководству о результатах нашей деятельности. Мой отдел добился хороших
доходов, но… Видите ли, первый проект, который так любит исполнительный
директор, приводит к потере кучи денег, а вот второй сразу же стал
успешным — но я не знаю, рискну ли заявить об этом во всеуслышание!
По материалам «Труд»
|