Каталог статей
Организация рационального размещения персонала
Цель
рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить
время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные
перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить
напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать
площади и максимально повысить производительность труда персонала.
Важность правильной организации рабочего места сотрудника
объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной
жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и
оборудовании рабочего места, т. к. все это влияет на производительность
труда, наше настроение и здоровье.
Выделяют следующие основные системы планировки помещений:
- Кабинетная: структурные подразделения размещаются
на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от
4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой
обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а
недостатком — увеличение затрат на отопление и освещение, а также
удлинение маршрутов документопотоков.
- Зальная, при которой структурные подразделения и
производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с
количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно
оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и
звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на
строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на
1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный
недостаток — невозможность создания уединенной обстановки, особенно для
ученых и руководителей, а также избыточный шум в зале.
- Ячеистая, при которой в большом зале размещаются
сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб
формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого
стекла высотой 1,5–2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную
обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же
время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой
отделов и служб, а также и дисциплиной труда.
При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:
- В первую очередь размещать крупные структурные подразделения
(администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и
учитывать возможность их расширения.
- Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.
- Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия),
должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.
- Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.
- Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.
Планировка рабочих мест осуществляется исходя из
площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на одного
сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:
- общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;
- число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;
- нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.
При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей
предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты.
Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит
управляемость и дисциплину.
Рациональные условия труда
Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за
счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки
офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего
психологического климата:
- «Современная мебель — дороже денег». Современная
эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные
условия труда и представление о благополучии фирмы. Лучше всего
оборудовать офис недорогой мебелью из ДСП, покрытой специальным
защитным пластиком. Не жалейте денег и оборудуйте все помещения офисной
мебелью, в крайнем случае те подразделения, где сотрудники работают с
клиентами предприятия. Гнетущее впечатление оставляет посещение
кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр
креслами, дешевыми занавесками и пепельницами, наполненными окурками
сигарет.
- «Стол и стул комфорт создают». Максимального
комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда
правильно подобраны по размеру стол и стул для сотрудника. Нормальная
высота рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от
его роста составляет 70–75 см, соответственно высота стула находится в
диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, лучше всего
использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.
- «Чистый стол». На рабочем столе должны находиться
только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются
для решения задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть
абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны. Стол
руководителя или специалиста, заваленный документами, книгами и
газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке.
- «Каждой вещи — свое место». Все документы (папки,
бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное
место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами
должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия
(подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом
сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня,
располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В
конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки.
«Что в порядке лежит — само в руки бежит», — гласит пословица.
- «Используйте органайзер». Все технические средства
для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши,
ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в
специально приспособленном месте на столе или в компьютере —
органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным
хранением средств труда в ящике.
- «Чисто там, где не сорят». Офис должен содержаться
в идеальной чистоте и убираться 2 раза в день, если в отделе много
клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка
администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового
распорядка курение в офисе, потребление пищи, распитие спиртных
напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном
случае вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение
производительности труда сотрудников на 15–20%.
- «Да будет свет!». Правильная освещенность
помещений — фактор создания комфортных условий, благоприятного климата
и здоровья сотрудников. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение
глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный
свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе.
Лучше всего располагать столы так, чтобы нормальный дневной свет падал
слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток
помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.
- «Чистый воздух — здоровый дух». Вентиляция имеет
важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического
состояния и уменьшает опасность распространения инфекционных
заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого
помещения кондиционером или принудительной вентиляцией. При их
отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 часа.
- «Громкость музыки обратно пропорциональна интеллекту».
Часть сотрудников, особенно тех, труд которых монотонен, предпочитает
работать под музыку, другая часть ее не любит. Как быть? Эти вопросы
должны быть согласованы внутри коллектива и регламентированы. В любом
случае громко говорящий радиоприемник или другой источник музыки в
течение всего рабочего времени негативно действует на психику всех
работников.
- «Пар кости ломит». Очень плохо работать в жарком
помещении и летом, и зимой, так как повышается утомляемость, снижается
производительность труда, увеличивается вероятность простудных
заболеваний. Кроме того, происходит перегрев организма, что ведет к
увеличению заболеваемости сотрудников. Оптимальная температура
помещения от 18 до 22 °С. В зависимости от привычек сотрудников и
времени года она может подбираться в указанном выше диапазоне.
Отопительная система должна распространять тепло равномерно по
помещению офиса, а в холодное время года дополнительное тепло может
быть получено за счет кондиционера или электрокамина.
Александр Eгopшин По материалам «Elitarium»
|
Категория: Командообразование | Добавил: Reo (13.03.2010)
|
Просмотров: 1734
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|