Ошибка № 1. Поспешные реакции
Однажды я посетил некую среднюю по размерам компанию встретился с ее
учредителем, занимавшим в ней должность СЕО. Я спросил, почему его
кабинет находится не на том же этаже, что и кабинеты вечно занятых
текущими делами начальников отделов производства и сбыта. Он объяснил
мне, что, когда возникали проблемы, он был неспособен противиться своему
желанию немедленно указывать подчиненным, что им следует делать, и
поэтому переместил свой кабинет на другой этаж, подальше от повседневных
проблем. Его быстрые реакции, приносившие пользу, когда компания была
небольшой, стали теперь восприниматься как назойливый микроменеджмент.
Он был вынужден переехать на другой этаж, потому что не мог справиться
со своим непреодолимым желанием вмешиваться во все дела и самому
исправлять ситуацию.
Менеджеры живут в стремительном темпе. Сам поработав менеджером, я
знаю, что весь день менеджер непрерывно получает и отправляет e-mail,
отвечает на телефонные звонки и решает срочные вопросы — и все это
требует от него быстроты действий. Быстрые реакции часто необходимы, и
они хорошо работают, когда вы имеете возможность сделать паузу, чтобы
разглядеть общую картину и разумно на нее отреагировать. В противном
случае может оказаться, что вы реагируете автоматически, а не в
соответствии со своими намерениями. …
Ошибка № 2. Негибкое мышление
В одном эксперименте принимали участие взрослые мужчины, являвшиеся
убежденными сторонниками Демократической или Республиканской партии. Им
давали выслушать несколько заявлений кандидата в президенты, которого
они поддерживали, и кандидата соперничающей партии. Затем они
выслушивали заявления, в которых каждый кандидат изменял свою позицию на
диаметрально противоположную. И демократы, и республиканцы резко
осуждали не своего кандидата за изменение позиции и оправдывали своего.
Одни и те же данные о конкурирующих кандидатах интерпретировались таким
образом, чтобы соответствовать воззрениям участников эксперимента. После
того как у человека формируются основополагающие убеждения, их
становится трудно изменить с помощью информации, которая
интерпретируется в соответствии с его воззрениями.
Одна из причин такой прочности воззрений состоит в том, что выводы, которые делает разум, закрепляются в эмоциях.
Инстинктивный отклик — это мгновенная реакция симпатии/антипатии (или
да/нет), которая затем получает когнитивное оправдание для поддержки
того, что вашему «нутру» изначально понравилось больше всего. (Подобным
образом я покупаю автомобиль. Мое нутро помогает мне быстро принять
решение, а затем моя жена слышит логические аргументы, оправдывающие
трату денег.) Изменить наше позитивное или негативное внутреннее чувство
непросто, … не легче, чем заставить вас разлюбить ваш любимый напиток и
полюбить тот напиток, вкус которого вы не переносите. Эти предпочтения
сохраняются надолго и заставляют вас выбирать ту новую информацию,
которая подтверждает ваши убеждения.
Руководители также могут страдать негибкостью мышления. … Образ
мышления, привычки и умения, позволившие вам стать успешным человеком,
заставляют вас держаться за то, что вам хорошо известно. Однако мир
меняется, и если разум не принимает сегодняшнюю реальность, то это может
создавать проблемы для всех.
Ошибка № 3. Желание контролировать
Исследования защитных механизмов менеджера, выполненные Крисом
Арджирисом, показали, что организационная иерархия часто порождает
борьбу за осуществление контроля. В так называемой децентрализованной
компании менеджеры центрального офиса говорили руководителям
подразделений: «Вы отвечаете за все». Руководителям подразделений
понравилась эта идея, и они отреагировали на нее соответствующим
образом: «Если вы доверяете нам, то не вмешивайтесь в нашу работу».
После этого начались проблемы. Менеджеры центрального офиса не хотели
ограничиваться получением стандартных отчетов. Руководители
подразделений выступали против любых попыток вмешательства в их работу.
Арджирис отмечал, что даже когда менеджеры центрального офиса и
руководители подразделений менялись местами, динамика контроля
оставалась той же самой. Борьба за осуществление контроля ведется в
организациях постоянно и редко прекращается по обоюдному согласию
сторон.
Ваш внутренний руководитель может удовлетворить потребность людей в
контроле, чтобы они чувствовали себя в безопасности, счастливыми и
мотивированными к достижению высоких результатов. Необходимо опираться
на своего внутреннего руководителя, чтобы передавать функции контроля
другим людям. СЕО Ford Алан Муллали любил рассказывать историю о том,
как он впервые занял должность начальника инженерного отдела. Он должен
был принимать работу других инженеров. После четырнадцатого изменения,
которое Муллали потребовал внести в отчет, один инженер уволился. Когда
Муллали спросил его, почему он уходит, тот ответил, что со временем
Муллали, возможно, и станет хорошим руководителем, но лично он больше не
хочет терпеть такого строгого контроля. Этот случай помог Муллали
понять, что его работа руководителя заключается в том, чтобы видеть
более общую картину миссии и назначения компании и позволять людям самим
контролировать свою работу (внутренний руководитель).
Ошибка № 4. Эмоциональное избегание и влечение
Избегание. Предположим, что вам нужно подготовить отчет к концу
недели, но вы всячески откладываете выполнение этой работы. Вы и хотели
бы закончить отчет, но не можете заставить себя взяться за него. Такое
сознательное промедление в той или иной степени знакомо каждому из нас.
Время от времени я наблюдаю его и у менеджеров, и у студентов, и у
преподавателей. Например, менеджер не выполняет предусмотренных
контрактом обязательств или задерживает предоставление обещанной
информации. Один менеджер хотел тратить больше времени на беседы с
сотрудниками на рабочих местах и на посещение покупателей, но всегда
отказывался от этих намерений ради выполнения срочных дел. Другой
менеджер не хотел тратить время на консультации с сотрудниками компании
по поводу своих решений, несмотря на понимание необходимости делать это и
на обещания, данные своим подчиненным. Еще один менеджер обещал
выдвинуть двух особо отличившихся сотрудников на получение специальной
премии компании, но так и не собрался это сделать в установленные сроки
подачи необходимых документов. Прокрастинация означает «откладывание
намеченных действий, несмотря на понимание негативных последствий такой
задержки». Вы можете попытаться заставить себя осуществить намеченное
действие, и иногда это удается, особенно когда вас поджимают сроки. Но
выполнение работы в последнюю минуту сопряжено со стрессом.
Прокрастинация является противоположностью размеренному выполнению
работы, которое предусматривает естественное, без чрезмерных усилий
погружение в выполняемое задание с полной умственной вовлеченностью,
энергией и концентрацией внимания.
Влечение, или страсть, — это сильное желание предмета, ощущения или
результата. В нашем мире желание может порождать проблемы, поскольку оно
делает людей рабами своего стремления к достижению богатства, комфорта,
статуса, любви и т. п. Сильные аттракции, такие как потребность в
совершенствовании, могут порождать проблемы для менеджеров. Несколько
моих студентов МВА являются перфекционистами, неспособными сдерживать
свое желание переделывать групповой проект для придания ему наиболее
приемлемого для них вида. Они не отказываются от этого желания даже
после того, как я объясняю им, что такое поведение опасно для лидеров,
которые должны стремиться к тому, чтобы работа выполнялась их
подчиненными. Менеджеры могут также испытывать потребность в том, чтобы
их действия на основе их бездумных желаний всегда признавались
правильными, чтобы постоянно находить недостатки в чужих идеях,
побеждать в каждом споре, обвинять других в случае возникновения
каких-то неприятностей, несмотря на очевидность собственной вины, или
грубо разговаривать в состоянии раздражения. Я также встречал
менеджеров, которые следовали своим желаниям ради саморекламы, вместо
того чтобы концентрироваться на текущих делах, так как они не верили,
что их хорошая работа получит признание. Некоторые менеджеры следовали
своему привычному желанию приписывать себе результаты успешной работы
других людей.
Ошибка № 5. Преувеличенные надежды на будущее
Безосновательно оптимистичные прогнозы на будущее имеют отношение к
вопросам об избегании и аттракции, рассмотренным нами ранее. Давать
чрезмерно высокие обещания и демонстрировать неоправданно низкие
результаты приходилось каждому. Закон Гофштедтера утверждает (и
математически доказывает), что для выполнения каждого задания требуется
больше времени, чем предполагается вначале, даже когда у вас имеется
временной резерв, позволяющий учесть этот закон. Например, списки
ежедневных дел и планы проектов печально известны своей
сверхоптимистичностью и редко выполняются так, как задумывались вначале.
Планы часто основываются на наиболее благоприятных сценариях, которые в
конце концов порождают естественные разочарования.
Ошибка № 6. Стремление к неоправданному вознаграждению
Эдвард Дечи одним из первых провел эксперименты по исследованию
внутренней и внешней мотивации. Он давал участникам эксперимента задачу
собрать четыре сложных пазла. Одной группе испытуемых не обещали
никакого вознаграждения, а второй группе обещали выплатить за
составление пазлов определенную сумму денег. Затем обе группы проводили
какое-то время в комнате «свободного выбора», где они могли заниматься
разными видами деятельности, в том числе и составлением пазлов. Группа,
не получавшая денег, устойчиво проявляла более сильный интерес к
составлению пазлов, чем группа, получавшая плату. Дечи сделал вывод о
том, что финансовое вознаграждение было главной причиной отсутствия
интереса у оплачиваемой группы. Члены оплачиваемой группы рассматривали
составление пазлов как способ получения вознаграждения, а не как
источник развлечения и удовлетворения любопытства. Дечи повторил
эксперимент со студентами, работавшими в университетской газете, которым
он предлагал придумывать газетные заголовки. Те, кто сочиняли заголовки
за плату, проявляли меньше внутреннего интереса к выполнению этого
задания. По-видимому, их разум полагал, что выполнение задания за деньги
означает, что это задание не доставляет им большого удовольствия.
Действительно, стремление к внешнему вознаграждению ослабляет
внутреннее удовлетворение, креативность и готовность идти на риск.
Увлеченность работой обеспечивает большое и длительное удовольствие.
Внешнее вознаграждение имеет краткосрочный эффект, и поэтому счастье так
мимолетно. Когда босс или организация делает акцент на внешнем
вознаграждении, то внутреннее удовольствие ослабевает.
По материалам «Аргументы и Факты»
|